Из табл. 5 видно, что средний балл 2классников по следующим показателям ниже, чем средний балл 3классников: косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, чувство вины. Средние значения показателей физической агрессии, подозрительности и вербальной агрессии, напротив, у 2классников выше, чем у 3классников. Можно предположить, что изменение этих показателей указывает на динамику структуры проявления агрессии у детей.
Рассмотрим показатели отдельных шкал у 2классников и 3классников. На нижеприведённых Рис. 5 и Рис. 6 представлено распределение показателей по восьми шкалам методики. На графике наглядно демонстрируется зона стандартного отклонения распределения значений (ֿx ± σ), в которой содержится более 65 % всех значений шкалы, а так же минимальные и максимальные значения шкалы.
 
Рис. 5. Значения основных шкал методики А.Басса и А.Дарки (2класс)
Условные обозначения: 1
— физическая агрессия, 2
— косвенная агрессия, 3
— раздражительность, 4
— негативизм, 5
— обида, 6
— подозрительность, 7
— вербальная агрессия, 8
— чувство вины.
Из рис. 5 видно, что у 2классников в наибольшей степени выражены такие компоненты агрессивного поведения, как подозрительность и вербальная агрессия. Вербальный способ выражения агрессии является социально приемлемой заменой непосредственной, прямой физической агрессии, проявлять которую дети не могут из-за опасности подвергнуться ответному агрессивному акту. Иными словами, дети склонны проявлять вербальную агрессию как самую безопасную для себя. К тому же, вербальная агрессия иногда является своего рода показателем причисления к неформальной "взрослой" культуре, которую 2классники пытаются активно это продемонстрировать.
Подозрительность является результатом противопоставления ребенком себя окружающему миру, сопутствующими переживаниями "непонятости", "миссионерства" и собственной уникальности. Этим же объясняется низкая выраженность у 2классников чувства вины. Низкие показатели обидчивости у 2классников связаны с нежеланием вступать в конфликты с социально значимыми людьми и адекватное восприятие ("взятие на заметку") критики с их стороны.
 
Рис. 6. Значения основных шкал методики А.Басса и А.Дарки (3 класс)
Условные обозначения: 1
— физическая агрессия, 2
— косвенная агрессия, 3— раздражительность, 4
— негативизм, 5
— обида, 6
— подозрительность, 7
— вербальная агрессия, 8
— чувство вины.
Позволяет судить о структуре агрессивных актов 3классников по сравнению с 2классниками. Можно отметить повышение уровня вербальной агрессии, обидчивости, раздражительности и чувства вины; понижение уровня подозрительности и физической агрессии. 3класснкики как бы освобождаются от необходимости подстраиваться под социальные отношения, укрепляется восприятие "Я" как автономной структуры, в связи с чем вышеназванные шкалы имеют тенденцию повышаться. Тем не менее, 3классники мыслят более самокритично и чувствуют на себе ответственность за совершаемые поступки, что вызывает актуализацию чувства вины за отдельные свои действия.
В табл. 6 представлено распределение показателей шкал у 2- и 3классников, подкрепляющие высказанные выше предположения о причинах и последствиях изменения отдельных показателей агрессивного поведения.
Табл. 6 Распределение показателей, полученные по тесту Басса-Дарки
|  
 Показатели  |   
 2-е классы, в %  |   
 3-е классы, в %  |  |||||
|  
 низкие  |   
 средние  |   
 высокие  |   
 низкие  |   
 средние  |   
 высокие  |  ||
|  
 Физическая агрессия  |   
 8  |   
 75  |   
 17  |   
 8  |   
 85  |   
 8  |  |
|  
 Косвенная агрессия  |   
 17  |   
 75  |   
 8  |   
 8  |   
 85  |   
 8  |  |
|  
 Раздражительность  |   
 14  |   
 78  |   
 8  |   
 3  |   
 82  |   
 15  |  |
|  
 Негативизм  |   
 —  |   
 100  |   
 —  |   
 —  |   
 100  |   
 —  |  |
|  
 Обидчивость  |   
 36  |   
 47  |   
 17  |   
 17  |   
 50  |   
 33  |  |
|  
 Подозрительность  |   
 11  |   
 56  |   
 33  |   
 17  |   
 60  |   
 23  |  |
|  
 Вербальная агрессия  |   
 3  |   
 22  |   
 75  |   
 —  |   
 28  |   
 73  |  |
|  
 Чувство вины  |   
 56  |   
 44  |   
 —  |   
 40  |   
 60  |   
 —  |  |
Больше по теме:
Индивидуальные методы обучения
	 
Выполнение практических заданий 
Индивидуальные практикумы. Под ними понимается самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа слушателей по заданию преподавателя. Основное назначение этого метода - развитие способностей и выработка ст ...
	
Диагностика уровня и содержания адаптации 5-классников к новым условиям
обучения
	 
Методический комментарий 
Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраст ...
	
Родственные силы притяжения
	 
Между братьями и сестрами существует сильная связь, как бы далеки мы ни были географически, по жизненному опыту или психологически. Может быть, нас толкает друг к другу особый вид эмоционального тяготения. 
«Я не похожа на своих брата и с ...
	

