Фазы мыслительного процесса

Страница 1

В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи можно различить несколько основных этапов или фаз.

Начальной фазой мыслительного процесса является более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации. Осознание проблемной ситуации может начинаться с чувства удивления, вызванного ситуацией, произведшей впечатление необычайности. Это удивление может быть порождено неожиданной неудачей привычного действия или способа поведения.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи совершается различными и очень многообразными способами – в зависимости, прежде всего, от характера самой задачи.

По мере протекания мыслительной деятельности, строение мыслительных процессов и их динамика изменяются (1; с. 374, 375).

Наличие проблемной ситуации, с которой начинается мыслительный процесс, всегда направленный на разрешение какой-нибудь задачи. Существует несколько операций проводимых мыслительной деятельностью.

Сравнение – сопоставление вещи, явления их свойства вскрывает тожество и различия. Сравнение является часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения.

Похожесть и различие – основные категории рассудочного сознания.

Анализ – это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов. Анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии.

Синтез – восстанавливает расчлененное анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.

Абстракция – это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны.

Другой существенной стороной мыслительной деятельности является обобщение. Сам процесс обобщения представляется этой точки зрения не как раскрытие новых свойств и определений познаваемых мыслью предметов, а как простой отбор из числа тех, которые с самого начала процесса были уже даны субъекту в содержании чувственно воспринимаемых свойств предмета (1; с. 377, 378, 379, 380).

Виды мышления

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней.

Мышление безобразное

Мышление, якобы свободное от чувственных элементов познания;

Мышление комплексное

Мышление ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений, основанием для которого служит отношения между вещами, отражающимися в восприятии.

Мышление практическое

Процесс мышления совершается в ходе практической деятельности. Это мышление направлено на решение практических задач. Может иметь сложные и элементарные формы.

Теоретическое

Теоретическое мышление, раскрывающее закономерности своего предмета, является высшим уровнем мышления. Но было бы совершенно неправильно сводить мышление в целом исключительно к теоретическому мышлению в абстрактных понятиях. Мы совершаем мыслительные операции не только решая теоретические проблемы, но и тогда, когда прибегая к абстрактным теоретическим построениям, мы с более или менее глубоким учетом осмысленно решаем любую задачу, оставаясь в рамках наглядной ситуации. Существует не только отвлеченное, но и наглядное мышление, поскольку в некоторых случаях мы разрешаем стоящие перед нами задачи, оперируя в основном наглядными данными. Наглядное мышление и мышление отвлеченно-теоретическое многообразными способами переходят друг в друга. Различие между ними относительно; оно не означает внешней полярности, но оно существенно.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Психологический механизм принятия решения
Этапы развития явления трансформируются в структурные уровни его организации и выступают затем как функциональные ступени дальнейших творческих взаимодействий. Это — всеобщий принцип развития. Рассмотрим его примени­тельно к психологичес ...

Организация эксперимента
Цель эксперимента: Изучить отношение к материнству и смысловую сферу женщины в период беременности. Задачи эксперимента: 1. Проанализировать отношения беременной женщины (к самой себе, окружающим и т.п.). 2. Рассмотреть особенности смы ...

Социально–ориентированный тип личности
Дети социально – ориентированного (или комфортного) типа обладают, подобно гармоническому типу, устойчивой структурой личности, но их выделяет сильная зависимость от ситуации, стремление соответствовать окружению, потребность поступать су ...