Психолого-педагогические методики изучения подготовки детей к обучению в школе на дошкольном этапе

Другое о психологии » Вариативные формы подготовки детей к школе » Психолого-педагогические методики изучения подготовки детей к обучению в школе на дошкольном этапе

Страница 1

В первой главе мы теоретически обосновали важность процесса психологической готовности ребенка к школе. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить проблему психологической готовности ребенка к школе.

Обследование психологической готовности к школе у детей дошкольного возраста проводилось по методическому пособию Рогова Е.Н. "Настольная книга практического психолога". Эта методика направлена на выявление школьной зрелости и тонкой моторики рук, а также на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

В эксперименте приняло участие 20 детей 6,6-7 лет. Обследование проводилось ДОУ № 292 "Сказка", расположенного по адресу: г. Москва, улица Удальцова, д.16, в районе ЗАО, Проспект Вернадского

Поступление в школу и начальный период обучения, вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие "готовность ребенка к школе" - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка. В зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению выявляются ее основные критерии и параметры.

Использованные в работе методики диагностирования детей при поступлении в школу. Они помогут воспитателю детского сада и учителю начальных классов определить степень школьной зрелости ребенка.

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Психолог проводит как массовые, так и индивидуальные психодиагностические обследования. При массовых (групповых) обследованиях детей обнаруживается в общих чертах уровень интеллектуального развития, развития тонкой моторики руки, координация движения рук и зрения, умение ребенка подражать образцу. Для реализации этих целей, чтобы составить общее представление об уровне развития готовности ребенка к школьному обучению можно использовать ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека и методику графический диктант.

Методика 1. Тест Керна - Йерасека

Тест разработан Керном-Йерасиком и направлен на исследование ребенка со стороны общего психического развития, развития моторики, умения выполнять заданные образцы, т.е. охарактеризовать произвольность психической деятельности, общую осведомленность и развитие мыслительных операций (см. Приложение 1)

Анализ результатов по тесту Керна-Йерасика

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Развитие тонкой моторики

Всего баллов

Общая осведомленность

Суммарный балл

Уровень

рис-е муж. фигуры по представлению

подражание письменным буквам

срисовывание группы точек

1

Аккильдин Р.

3

2

3

8

7

15

с

2

Альмухаметов И.

4

3

3

10

-7

3

н

3

Андреева А.

2

2

1

5

12

17

с

4

Байгузин Т.

1

1

1

3

25

28

в

5

Блех Е.

2

1

2

5

15

20

в

6

Газизов А.

2

3

3

8

8

16

с

7

Гибадуллин Р.

3

3

2

8

5

13

с

8

Гришина Д.

1

1

1

3

18

21

в

9

Ефремов С.

4

4

3

11

-10

1

н

10

Жныкина М.

2

1

1

4

15

19

в

11

Загороднов Д.

2

2

1

5

16

21

в

12

Ибрагимова Э.

1

1

1

3

14

17

с

13

Ишембитова К.

2

1

1

4

21

25

в

14

Кандалов Т.

3

3

2

8

4

12

с

15

Киль А.

1

2

2

5

11

16

с

16

Куршев К.

4

4

4

12

4

16

с

17

Нарбекова Л.

3

2

3

8

9

17

с

18

Рафикова Р.

4

3

3

10

-8

2

н

19

Согомонян М.

5

4

4

13

-11

2

н

20

Хайруллина А.

4

4

3

11

-15

-3

н

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме:

Психологические предпосылки.
Березин С.В. и др. в результате исследований выделяют три основных мотива употребления наркотиков: -стресс (как способ снятия стресса) - 32% опрошенных; -внушаемость (под влиянием авторитетных для них лиц) - 28%; -любопытство - 39%. (2 ...

Запоминание цифровой информации.
Секрет запоминания цифр заключается в том, что каждой цифре от ноля до ста подбираются на основе "похожести" зрительные образы, которые отрабатываются при запоминании. Если появляется необходимость запомнить число, которое более ...

Структура личности
Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания. Оно пре ...