Факторы, влияющие психологическую устойчивость личности

Страница 5

В отношении к ситуации и в доминирующем мотиве центральная роль принадлежит согласованности и соразмерности когнитивного и эмоционального компонентов отношения. Близость механизмов стрес­совых изменений в психике и невротических, предневротических рас­стройств достаточно известна. Сравнивая особенности целеполагания и его мотивационные детерминанты у здоровых лиц и больных невро­зами. Оказалось, что более высокий уровень общей мотивации у боль­ных неврозами образуется за счет эмоционального компонента. Пред­положим, что несоразмерность когнитивного и эмоционального ком­понентов становится одной из причин того, что мотивация избегания неудачи – ведущая при неврозах – не приводит к реальному избеганию конфликта, связанного с неудачей, как это обычно происходит у здо­ровых лиц. Кроме того, и мотивация достижения успеха при неврозах не способствует тому, чтобы была выбрана цель, соответствующая возможностям, так как эмоциональный компонент поддерживает прежний завышенный уровень цели (несмотря на неудачи).[13]

Большое значение имеет акцент на внешней активности (экстраак­тивности) или адаптивности. Довольно часто приходится сталкиваться с точкой зрения (не всегда высказываемую явно), в которой за средой признается большая активность, чем за субъектом. При таком взгляде человек в трудных ситуациях «отвечает на воздействия», «приспосаб­ливается», «выдерживает обрушившуюся нагрузку» и т. п. Экстраак­тивность и адаптацию не следует рассматривать как противоположные полюсы одной шкалы. Речь идет не об отрицании одного процесса другим. Они оба необходимы личности для существования и развития. Направление всей энергии на экстраактивность делает человека уязви­мым для воздействий среды, неизбежно ослабляет адаптивные меха­низмы.

Чрезмерный акцент на адаптации также неблагоприятен, по­скольку делает человека излишне зависимым от среды. В том и другом случае психологическая устойчивость снижена. Поддержание устойчи­вости предполагает сбалансированное сочетание экстраактивности и адаптации. При отказе от активности, направленной на предметную или социальную среду, уменьшается независимость человека от нее. Добавим, что адаптация необходима для психологической устойчиво­сти, но и сама успешная адаптация невозможна без достаточной пси­хологической устойчивости.

Важную роль во всей совокупности явлений преодоления играет тревога. Приспособительное значение тревоги заключается в том, что она сигнализирует о неопознанной опасности, побуждая к ее поиску и конкретизации. Поскольку отвлечение внимания влияет на осуществ­ляемую деятельность, то активно-побуждающая функция тревоги мо­жет лежать в основе «беспорядочного поведения» или дезорганизую­щего влияния тревоги на деятельность.

Вероятный исход преодоления трудной ситуации, затрагивающей жизненные цели индивида, определен сложными взаимосвязями между ситуативным поведением и всем ходом самореализации личности. Один процесс находится под влиянием другого.

В том случае, если субъект не находит способов разрешения труд­ной ситуации, а жизненные обстоятельства не изменяются в лучшую для него сторону, состояние становится настолько неблагоприятным, что наступают те или иные расстройства психики. Особой распростра­ненностью отличаются депрессивные и астенические состояния.

Зависимое поведение как следствие снижения устойчивости

Мы уже касались вопроса негативных последствий дефицита пси­хологической устойчивости. Заметим, что снижение психологической устойчивости увеличивает риск возникновения зависимости. Мы выде­ляем три основных группы психологических зависимостей: химиче­ская,

однонаправленная (акцентуированная) активность, интеракцион­ная зависимость. Рассмотрим кратко причины установления того или иного вида зависимости.

Химическая зависимость возникает при выходе эмоциогенных со­бытий за границы оптимума – их дефиците или пресыщении. Понятно, что особо значимы положительные эмоции в плане их желательности и необходимости. Чем уже у данного человека границы оптимума (как индивидуальная характеристика), тем меньше психологическая устой­чивость. Психоактивный препарат (алкоголь, токсикант, наркотик) ог­лушает и, тем самым, снижает значимость событий при их пресыще­нии. Переключаясь на эйфорические переживания, отвлекаясь от акту­альных событий, индивид субъективно отдаляет их от себя, уменьшая число значимых событий. Психоактивное вещество может и порождать события, причем не только в крайней форме, т. е. в виде галлюцина­ций. Например, раскрепощение и расслабление в состоянии алкоголь­ного опьянения интенсифицирует общение, облегчает совершение по­ступков, находившихся под гнетом самоконтроля и т. п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме:

Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости
Психология умственно отсталого ребенка в нашей стране оформилась как самостоятельная ветвь психологической науки всего несколько десятилетий тому назад. До этого времени изучение особенностей психики умственно отсталых детей осуществлялос ...

Статистический анализ о количестве детских садов
За последние годы проводимая государством демографическая политика, меры, принимаемые по поддержке семей с детьми, привели к росту рождаемости. И как следствие, увеличилась потребность мест в детских дошкольных учреждениях. За 2007-2008 г ...

Особенности развития сексуальных взаимоотношений с периода античности до настоящего времени
Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и неспособное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя. И если человек – центральный ...