Чтобы в полной мере понять, что такое психологическая готовность студентов к педагогической деятельности, необходимо разобраться с понятием педагогическая деятельность (Что это такое? Что она включает? В чем состоит ее суть?)
Педагогическая деятельность
— особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя, воспитателя на ученика или учеников, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования. Для нее характерны педагогическое целеполагание и педагогическое руководство. Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в специально организованных образовательных учреждениях только педагогами. [14]
Педагогическая деятельность можно представить как совокупность таких ее взаимодействующих компонентов как:
1. Цель деятельности
2. Субъект деятельности
3. Объект деятельности
4. Содержание деятельности
5. Способы деятельности
6. Результат деятельности
Цель педагогическая деятельности
формируется в связи с реализацией цели воспитания гармонично развитой личности. Она разрабатывается и формируется как совокупность социальных требований к каждому человеку с учетом его духовных и природных возможностей, а также основных тенденций общественного развития. Целью профессиональной педагогической деятельности является цель воспитания, которая трактуется как «личность способная строить свою жизнь, достойную человека».
Достижение цели требует от педагога высочайшего профессионализма и тонкого педагогического мастерства. В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация целей педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организации деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности. [7]
Содержанием преподавательской деятельности
является процесс организации учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития, а процесс организации собственной деятельности.
Средствами деятельности учителя являются
:
1. Научные теоретические и эмпирические знания, при помощи и на основе которых формируется тезаурус обучающихся.
2. В качестве носителей знаний выступают тексты учебников
3. В качестве вспомогательных средств выступают: технические, компьютерные, графические и т.д.
Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются объяснение, показ, совместная работа, непосредственная практика обучающихся, тренинги.
Продуктом преподавательской деятельности
выступает формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-эстетических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт педагогической деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебных контрольных действий. [4]
Результатом педагогической деятельности
как выполнения ее основной цели является развитие обучающегося: его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его личности как личности, как субъекта учебной деятельности.
Основной функциональной единицей, с помощью которой объясняются все свойства педагогическая деятельности, является педагогическая действие понимаемое как единство цели и содержания.
Таким образом, деятельность педагога представляет собой непрерывный процесс решения неиссякаемого множества задач различных типов, классов и уровней. Что бы педагогическая деятельность была эффективной, учителю надо знать:
1. Психологическую структуру деятельности, закономерности ее развития.
2. Природу человеческих потребностей, мотивов деятельности.
3. Ведущие виды деятельности в разные возрастные периоды.
Учителю надо уметь:
1. Планировать деятельность, учитывая избирательный характер человеческой деятельности, определять ее объект и предмет с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и подростков, их интересов и возможностей.
Больше по теме:
Подход, в центре которого помещается пациент
С точки зрения обучения подход, акцентирующий роль пациента, должен помочь практиканту взглянуть на мир с субъективной точки зрения пациента. Например, супервизор мог бы вместе с практикантом приступить к рассмотрению подробного описания ...
Межличностные отношения в семье глазами ребенка
Существенный вклад в развитие проблемы влияния поведения и отношений родителей на поведение ребенка внесла Л. Беньямин. Разработанная ею, и хорошо экспериментально обоснованная модель взаимоотношений в диаде «родитель – ребенок» позволяет ...
Общая характеристика учебной деятельности как
ведущей в младшем школьном возрасте, ее содержание и структура
Ребенок становится школьником тогда, когда обретает внутреннюю позицию школьника.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности, в соответствии с представлениями Д. ...