Структура и понятие педагогической деятельности

Другое о психологии » Адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении » Структура и понятие педагогической деятельности

Страница 2

2. Формировать мотивацию и стимулировать деятельность.

3. Обеспечивать освоение детьми основных структурных компонентов деятельности, прежде всего умения и навыков планирования, самоконтроля, самооценки, выполнение действий и операций.

Педагогическая деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. От нее на прямую зависит насколько образование способствует развитию личности ученика. Ее следует определять не просто как социальную, воспроизводящую структуру, но как структуру культурно-смысловую. Понятие педагогическая деятельность одновременно должно содержать и позицию видения, и способ решения проблемы педагогического профессионализма.[8]

Педагогическая деятельность с современных теоретических позиций может быть объяснена следующим образом. С психологической точки зрения педагогическая деятельность является диалогичной.

Диалог одновременно направлен на пространство профессиональных действий и на самого себя. Он обусловлен как идеальной формой, сложившейся в культуре диалогическим способом деятельности учителя, так и наличной формой, степенью диалогичности самосознания учителя.

Диалогический способ в плане определенной психологической технологии есть последовательность коммуникативных актов учителя с разными субъектами знания (авторами текста, учеником, самим собой).

Диалогический тип педагогической деятельности обнаруживает себя как особая психологическая реальность лишь в инновационных системах образования. А сейчас во всех сферах современного образования происходит серьезная переоценка былых ценностей, изменяется содержание общественного бытия и сознания. Поэтому такой тип педагогическая деятельность особенно актуален на сегодняшний день.[14]

Таким образом, профессиональная деятельность учителя объясняется как культурно-смысловая реальность. Она подчинена логическим, индивидуально-творческим закономерностям той формы общения, которую избирает учитель в качестве средства взаимодействия с учеником. Значит решение проблемы психологической готовности студентов к педагогической деятельности следует искать в рамках изменения типа профессионализма учителя, его позиции профессионального видения и действования. Современная реформа школы показала, что уровень подготовки вузовских преподавателей, их представления о современном образовании не вполне отвечают реальным требованиям. Поэтому проблема изучения психологической культуры студентов стоит сейчас очень остро. Без решения этой проблемы, невозможен нравственный и духовный прогресс общества.[13]

Психологическая система деятельности включает

:

1. Мотивы деятельности, ее побудительные силы (материальные, познавательные, эстетические и т. д.)

2. Цели деятельности, которые формируют ее содержание и выражаются в конкретных, ожидаемых результатах.

3. Программы деятельности, которые отражают представления о реальном ее содержании и процессе.

4. Информационная основа деятельности — совокупность информации о ее предметных и субъектных условиях реализации (в форме как реальных сигналов, так и образов, представлений этих сигналов, включая конкретные профессиональные знания.

5. Процессы принятия решения — выявление проблемной ситуации, выдвижение гипотез, определение принципов решения, выработка суждений о вариантах решений, их оценка.

6. Психомоторные процессы и рабочие действия, реализуют деятельность в форме процедур, моторных актов и участвуют в регуляции деятельности.

7. Профессионально важные качества – психологические особенности субъекта труда, отражающие влияние конкретного трудового процесса на совокупности индивидуально-психологических качеств, функций. [17]

Страницы: 1 2 

Больше по теме:

Психологические предпосылки.
Березин С.В. и др. в результате исследований выделяют три основных мотива употребления наркотиков: -стресс (как способ снятия стресса) - 32% опрошенных; -внушаемость (под влиянием авторитетных для них лиц) - 28%; -любопытство - 39%. (2 ...

Специфика агрессии в подростковом возрасте
Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, ...

Онтогинез мотивационной структуры человека.
Как указывает А. Н. Леонтьев, потреб­ности ребенка удовлетворяются взрослым безотно­сительно к продуктивности собственной (в основном игровой) деятельности ребенка. Неудовлетворение био­логических потребностей не стимулирует формиро­вание ...