Факторы, влияющие психологическую устойчивость личности

Страница 3

Интеракционная направленность – это направленность на межлич­ностное взаимодействие или усиление социальных связей, социального влияния.

Интеракционная доминанта имеет два подвида:

а) просоциальный;

б) асоциальный.

Просоциальная доминанта – это любовь, альтруизм, жертвенность, служение другим людям. Этот вариант интеракционной доминанты конструктивен для развития самой личности и благоприятных межлич­ностных отношений.

Асоциальная интеракционная доминанта – это эгоизм, иждивенче­ство, манипуляция другим человеком или многими людьми, властво­вание без ответственности за судьбу других и стремления привести их к благу. Этот вариант интеракционной доминанты деструктивен для развития самой личности и межличностных отношений, которые у нее формируются с социальным окружением.

Для первого подвида характерно принятие самостоятельной цен­ности межличностного взаимодействия, поиск радости события, сопе­реживания, сотворчества вне связи с величиной достигнутых результа­тов.

Второй представляет собой манипулирование людьми, использо­вание их для доказательства самому себе и окружающим собственной значимости. Для человека, избравшего подобный способ поддержания собственной устойчивости, манипулирование самоценно. На этом пути психологическая устойчивость может быть разрушена необузданной страстью к власти или богатству – убедительному доказательству сво­его влияния. Такая страсть может и не возникнуть: манипулятор удов­летворится тем, что управляет немногими или всего лишь одним чело­веком. И этого может быть достаточно, чтобы отвлечь себя от ненуж­ного или тревожащего диалога с самим собой.

Рассмотренные виды направленности (установки) различаются по степени ответственности, которую личность принимает на себя, – от­ветственность за свои поступки и свою жизнь в целом, за свою судьбу, за собственную индивидуальность, неповторимость, уникальность.

Принимать на себя ответственность означает воспринимать себя как активную, сознательно действующую силу своей собственной жизни, способную принимать решения и отвечать за их последствия. Ответственность тесно связана с внутренней независимостью – следо­ванию своим убеждениям и своей иерархии ценностей без пренебре­жения мнением и убеждениями других и без их простого принятия.[12]

Рассмотренные доминанты активности не являются альтернатив­ными, взаимоисключающими. Это опоры устойчивости личности, ко­торые вполне могут сочетаться друг с другом. Чаще одна из них зани­мает в сознании центральное место. Акцент на одной опоре может да­вать устойчивость, но это несовершенная устойчивость: она может быть крепкой и длительной, но может быть и чревата возможностью возникновения личностной дисгармонии.

Три перечисленные доминанты активности конструктивны как опоры психологической устойчивости, поскольку поддерживают го­товность принимать на себя ответственность за собственную актив­ность. Неконструктивной следует признать магическую направлен­ность сознания. Сочетание конструктивных видов направленности способствует гармонизации личности и тем самым укрепляет ее устой­чивость.

Все рассмотренные выше опоры психологической устойчивости – вера, магическая направленность сознания, три доминанты активности – перестают быть опорами, если акцент на одной из них становится излишне сильным. Вера в себя становится самоуверенностью, отгора­живает человека от других и неизбежно порождает внутриличностный конфликт. Фанатическая религиозная вера переводит всю активность в русло борьбы за чистоту веры, толкает к нетерпимости, ненависти к иноверцам (неверным), агрессивному поведению. Заострение магиче­ской направленности сознания, дошедшее до фиксации, вызывает на­вязчивое ожидание того или иного проявления неких сил «иного мира», взращивает страх перед потусторонним, парализует волю, бло­кирует любое проявление самостоятельности. Если саморазвитие ста­новится сверхценностью, человек начинает игнорировать другие сто­роны самореализации, забывает о том, что развитые личные качества должны быть для чего-то использованы, должны служить достижению значимых целей, продуктивной деятельности, приносить пользу обще­ству, каким-либо группам или отдельным людям. Увлеченность дея­тельностью перерастает в трудоголизм как вариант психологической зависимости – излишне сильной зависимости от успехов в деятельно­сти, а то и просто от возможности заниматься избранной деятельно­стью. Без нее жизнь теряет смысл. Просоциальная, альтруистическая интеракционная установка приводит к растворению в другом человеке и потере своего Я, манипулятивная интеракционная установка перехо­дит в патологическое влечение к власти, вызывающее дисгармонию или множество деструктивных изменений в личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме:

Исследовательская часть
Цель нашего исследования, как уже указывалось во введении, – подтвердить или опровергнуть предположение о том, что уровень информационной культуры школьников 5 – 6 класса низкий. Задачи нашего исследования таковы: 1. Провести исследован ...

Учение А.Н. Леонтьева
Основные теоретические положения учения А.Н. Леонтьева: · психология – это конкретная наука о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредует жизнь индивидов; · объективным критерием психики ...

Конфликты и корни соперничества между братьями и сестрами
Отношения между однополыми детьми, обнаружила также, что между сестрами конфликты возникают чаще, чем между братьями, возможно, потому, что их отношения отличаются большей эмоциональностью. Близкие отношения порождают конфликт. За неболь ...