Сценарии уроков по формированию информационной культуры

Другое о психологии » Анализ психолого-педагогической литературы » Сценарии уроков по формированию информационной культуры

Страница 6

А теперь я попрошу вас вспомнить, что вы видели сегодня по дороге в школу.

Получилось? ( Ребята рассказывают)

И все, что сейчас вы рассказали, вы не пытались специально запомнить. Запомнилось все само собой, просто так, безо всяких усилий, то есть непроизвольно. Память такая называется непроизвольной.

Но человек может и разумно управлять своей памятью. Вам нужно выучить стихотворение. Такое запоминание будет называться произвольным.

Произвольное запоминание - это такое запоминание, когда человек специально ставит перед собой цель что-то выучить, запомнить.

Когда человек рождается, он еще не умеет управлять своей памятью. Постепенно вместе с непроизвольным у человека появляется и произвольное запоминание.

Ваша произвольная память стала особенно быстро развиваться, когда вы пошли в школу, потому, что при обучении в школе нельзя полностью полагаться на случайное непроизвольное запоминание. Поэтому приходится ставить перед собой специальные цели и задачи запомнить то, что ты изучаешь. Тогда запоминание превращается в особую деятельность - заучивание. При этом можно использовать специальные приемы и средства заучивания. Об этом мы еще будем говорить.

А сейчас подумайте:

1) Зачем человеку нужна память?

2) Чем память помогает человеку и чем мешает?

3)Чем отличается произвольное запоминание от непроизвольного?

А хотите проверить свою произвольную память? Тогда поиграем.

Перед вами игра - запоминалка. Напечатана она в журнале "Миша".-1995.-№ 7.-С.10 (Проводится игра)

А вот игра - воображалка. Напечатана она в журнале "Миша".-1995.-№ 8.-С.27. (Проводится игра)

Теперь, читая журналы, обращайте внимание на такие игры. Играть в них и интересно, и полезно.

В журнале "А почему".-1995.-№ 8.-С.28-29 под рубрикой "Совершенствуй себя" помещена статья "Узелки на память". И здесь предлагаются еще две игры. Одна из них с необычным названием "Бабушка укладывала чемодан". (Проводится игра)

А сейчас, пожалуйста, будьте все серьезными и очень внимательными. Я вас хочу познакомить с удобными способами запоминания.

1) Прием рифмы

.

Известно, что любой человек лучше запоминает стихи, чем прозу. Чтобы лучше запомнить, можно придумать рифму или простую фразу.

Например, в русском языке есть такое правило: после буквы Ц всегда пишется И, а не буква Ы. Кроме слов - исключений "Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул цыц".

Легко запоминается, верно?

Еще один пример. Часто людям бывает сложно запомнить все цвета радуги. Поэтому была придумана такая считалка: "Каждый охотник желает знать где сидит фазан".

Каждый - красный

охотник - оранжевый

желает - желтый

знать - зеленый

где - голубой

сидит - синий

фазан - фиолетовый.

2) Прием парных ассоциаций

.

Важную информацию человек как бы связывает с тем, что всегда хорошо помнит.

Например, очень часто в качестве шифра для замка сейфа или камеры хранения человек выбирает год своего рождения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Больше по теме:

Географическое, лингвистическое описание этносферы
Этот вид описания необходим для упорядочения описываемых народов при этнографическом страноведении. Посредством географического описания выделяются условные географические регионы, в которых расселены народы мира. Географическое описание ...

Методики проведения профессионально-психологического отбора
Сущностью психологического компонента профессионального отбора, равно как и его теоретической основой, являются диагностика и прогнозирование способностей. По этой причине, в частности, понятия «профессиональный отбор» и «психологический ...

Особенности психотерапевтической помощи в постсоветском пространстве
Со времен становления и развития психологической и психотерапевтической помощи населению в государственных и частных организациях на территории постсоветского пространства исследование особенностей и характера этой помощи не проводились. ...