Сценарии уроков по формированию информационной культуры

Другое о психологии » Анализ психолого-педагогической литературы » Сценарии уроков по формированию информационной культуры

Страница 6

А теперь я попрошу вас вспомнить, что вы видели сегодня по дороге в школу.

Получилось? ( Ребята рассказывают)

И все, что сейчас вы рассказали, вы не пытались специально запомнить. Запомнилось все само собой, просто так, безо всяких усилий, то есть непроизвольно. Память такая называется непроизвольной.

Но человек может и разумно управлять своей памятью. Вам нужно выучить стихотворение. Такое запоминание будет называться произвольным.

Произвольное запоминание - это такое запоминание, когда человек специально ставит перед собой цель что-то выучить, запомнить.

Когда человек рождается, он еще не умеет управлять своей памятью. Постепенно вместе с непроизвольным у человека появляется и произвольное запоминание.

Ваша произвольная память стала особенно быстро развиваться, когда вы пошли в школу, потому, что при обучении в школе нельзя полностью полагаться на случайное непроизвольное запоминание. Поэтому приходится ставить перед собой специальные цели и задачи запомнить то, что ты изучаешь. Тогда запоминание превращается в особую деятельность - заучивание. При этом можно использовать специальные приемы и средства заучивания. Об этом мы еще будем говорить.

А сейчас подумайте:

1) Зачем человеку нужна память?

2) Чем память помогает человеку и чем мешает?

3)Чем отличается произвольное запоминание от непроизвольного?

А хотите проверить свою произвольную память? Тогда поиграем.

Перед вами игра - запоминалка. Напечатана она в журнале "Миша".-1995.-№ 7.-С.10 (Проводится игра)

А вот игра - воображалка. Напечатана она в журнале "Миша".-1995.-№ 8.-С.27. (Проводится игра)

Теперь, читая журналы, обращайте внимание на такие игры. Играть в них и интересно, и полезно.

В журнале "А почему".-1995.-№ 8.-С.28-29 под рубрикой "Совершенствуй себя" помещена статья "Узелки на память". И здесь предлагаются еще две игры. Одна из них с необычным названием "Бабушка укладывала чемодан". (Проводится игра)

А сейчас, пожалуйста, будьте все серьезными и очень внимательными. Я вас хочу познакомить с удобными способами запоминания.

1) Прием рифмы

.

Известно, что любой человек лучше запоминает стихи, чем прозу. Чтобы лучше запомнить, можно придумать рифму или простую фразу.

Например, в русском языке есть такое правило: после буквы Ц всегда пишется И, а не буква Ы. Кроме слов - исключений "Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул цыц".

Легко запоминается, верно?

Еще один пример. Часто людям бывает сложно запомнить все цвета радуги. Поэтому была придумана такая считалка: "Каждый охотник желает знать где сидит фазан".

Каждый - красный

охотник - оранжевый

желает - желтый

знать - зеленый

где - голубой

сидит - синий

фазан - фиолетовый.

2) Прием парных ассоциаций

.

Важную информацию человек как бы связывает с тем, что всегда хорошо помнит.

Например, очень часто в качестве шифра для замка сейфа или камеры хранения человек выбирает год своего рождения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Больше по теме:

Случаи клептомании
"ИЗВЕСТНУЮ актрису, звезду фильмов "Век невинности" и "Осень в Нью-Йорке", "Дракула", "Чужой-4" 30-летнюю Вайнону Райдер арестовали за попытку кражи в крупном универмаге. Вскоре после этого про ...

Агрессия самоутверждения
В современном обществе происходят кризисные процессы, которые отрицательно влияют на психологию людей, порождая озлобленность, жестокость и насилие. Постоянно растущие во всем мире насилие и деструктивность привлекает внимание специалисто ...

Условия актуализации разного типа знаний при решении психологических задач
Целью нашего исследования было изучение условий актуализации разного типа знаний при решении задач психологического содержания различными группами испытуемых. В исследовании принимали участие студенты физического и психологического факуль ...