Сценарии уроков по формированию информационной культуры

Другое о психологии » Анализ психолого-педагогической литературы » Сценарии уроков по формированию информационной культуры

Страница 3

Совершенно верно. Огонь не погубил, а спас библиотеку: от обжига огнем глиняные таблички стали крепче и не боялись сырости; правда, часть их разбилась при падении стен, но зато те, что сохранились, пролежали под пеплом, песком и землей более 2500 лет…

Кто из вас может сказать, что представляла собой книга в библиотеке Ашшурбанипала? Глиняная табличка совсем невелика: 6,5 см в длину и 3,5 см в ширину. С обеих сторон она исписана клинописными знаками, такими мелкими, что их нужно разглядывать через лупу.

Царская библиотека была очень велика. По приказу Ашшурбанипала целые группы опытных писцов отправлялись в другие города, где при храмах были библиотеки, выбирали там самые интересные книги и тщательно их копировали. Некоторые тексты были настолько древними, что писцы с трудом их понимали. Вообразите только: язык табличек, написанных во времена Хаммурапи на древневавилонском языке, на тысячу лет старше языка, на котором говорили при дворе Ашшурбанипала! Вот так, благодаря просвещенному и честолюбивому царю, а также его безвестным писцам, мы не утратили ценнейшие памятники человеческой культуры. Легко представить, как гордился Ашшурбанипал своей библиотекой.

Каково же было его удивление и гнев, когда обнаружилось, что драгоценные таблички пропадают! Придворные Ашшурбанипала тоже считали себя просвещенными людьми и с удовольствием брали таблички почитать. Кто-то забывал их вернуть, кто-то погибал в бою или на охоте, но печальный факт был налицо: библиотека терпела убыток, а царь ничего не мог с этим поделать: он не знал, сколько книг в его библиотеке! Последовал новый царский приказ. И с тех пор каждая табличка, попадавшая в царскую библиотеку, заносилась в особый список, и на ней выдавливался штамп: "Дворец Ашшурбанипала, царя вселенной, царя Ассирии". Этот список, прообраз каталога, содержал название произведения и количество строк в каждом листе-табличке и облегчал поиск нужной книги [См. 21].

Шли века. Человечество миновало и папирусы, и клинопись, и берестяные грамоты. Наконец была изобретена бумага, а затем и книгопечатание. Клинописные каталоги тоже уступили место бумажным, а точнее, карточным каталогам

, и образец такого каталога вы видите перед собой. Разумеется, это не предел, и каталоги будут видоизменяться и совершенствоваться. Уже сейчас существует электронный каталог, имеющий перед старичком-карточным несомненное преимущество: он занимает совсем маленькую площадь - ровно столько, сколько требуется компьютеру, а информации вмещает просто непостижимое количество. Но роскошь иметь у себя компьютер позволяет себе далеко не каждая библиотека, а карточные есть везде, даже в глухом селе. Карточному каталогу не страшны перебои с электричеством, он самодостаточен. К тому же он очень прост в обращении, любому ребенку по силам его освоить. Поэтому не будем раньше времени списывать его в утиль, а научимся лучше пользоваться им.

Этот каталог называется карточным, потому что в основу его положена карточка

, своеобразный книжкин паспорт. Вот перед вами увеличенное изображение каталожной карточки, чтобы всем было хорошо видно (Демонстрируется карточка на книгу П. Клушанцева "О чем рассказал телескоп"). В натуральную величину карточка вот такая. Каждая книга, поступившая в библиотеку, проходит специальную обработку: ей присваивают номер, заносят ее в особую книгу учета и - заводят на нее паспорт, каталожную карточку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Больше по теме:

Выводы
Содержательная детерминация процедуры принятия реше ния реализуется по-разному на различных уровнях принятия ре шения, На перцептивно-опознавательном уровне особенност] информационного поиска и уровень сформированности перцеп тивного обра ...

Методики изучения уровня психологической готовности студента
Задачей данных методик является выявление уровня психологических знаний и умений студентов применять эти знания на практике, т.е. насколько у студентов сформирован уровень познавательной и мотивационной готовности, какой вид мотивов являе ...

Психические процессы как форма деятельности
Психические процессы – общее название ощущений, восприятий, приспособлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков умений всей ...