Одним из наиболее существенных качеств личности в современном динамично меняющемся обществе является способность постоянно повышать свою квалификацию, самостоятельно добывать знания. Иными словами, современный человек должен уметь профессионально работать с информацией, поскольку информация и знания - это неразрывно связанные понятия. Совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективную работу с информацией, в последние годы в профессиональной речи все чаще именуется термином «информационная культура личности». Ведущая роль в формировании информационной культуры личности отводится образовательным учреждениям.
В начале 70-х годов нашего столетия в мире произошло осознание кризиса образования как общецивилизационного феномена, понимание неоспоримости того факта, что проблемы образования, наряду с проблемами выживания и развития земной цивилизации, экологии, энергетики, питания и др., вошли в число глобальных проблем человечества. Сущность этою кризиса проявляется в противоречии между социальными потребностями в образовании и возможностью их удовлетворения. Ориентир системы образования на усвоение учащимися определенной суммы знаний в современных условиях себя полностью исчерпал. Требуется обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Ограниченность концептуальных ресурсов традиционной системы образования обусловила постановку вопроса об изменении самой парадигмы и модели образования.
Воплощение в жизнь идеи непрерывного образования диктует необходимость смены ориентира систем образования с усвоения учащимися определенной суммы знаний на формирование умения учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Лишь при соблюдении этого условия может быть реализована идея «образования в течение всей жизни». В связи с этим особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.
Усиление роли информационной культуры в структуре деятельности современного человека определяется следующими факторами:
• резким увеличением объемов информации, обусловленным ускоренными темпами развития научно-технического прогресса;
• неизбежным рассеянием информации, вызванным дифференциацией и интеграцией современной науки;
• быстрым устареванием знаний в связи со сменой научных и социальных парадигм.
Глобальный характер проблемы формирования информационной культуры личности придает ей государственное значение, требуя интеграции деятельности в этом направлении различных учреждений социально-культурной сферы. [25, C. 7 – 8].
В нашей работе мы бы хотели рассмотреть основы информационной культуры и ее роль в формировании личности. Цель нашего исследования – подтвердить или опровергнуть предположение о том, что уровень информационной культуры школьников 5 – 6 класса низкий. Чтобы достичь цели необходимо решить несколько задач: провести исследование (диагностику) уровня информационной культуры, используя разнообразные научные методы: анкетирование и тестирование, обобщить данные этих методов и сделать общий вывод относительно полученных результатов. Объектом нашего исследования является информационная культура школьников, предметом - информационная культура школьников 5 – 6 класса. Ну а для начала необходимо определить, что такое информационная культура и ее значение в жизни каждого человека, т.е. проведем анализ психолого-педагогической литературы.
- Этапы информатизации общества и развитие информационной культуры личности
- Понятие «Информационная культура личности»
- Задачи информационной культуры личности и современные методы их реализации
- Условия формирование информационной культуры школьников
- Исследовательская часть
- Опыт работы школьных библиотек по формированию информационной культуры
- Сценарии уроков по формированию информационной культуры
- Заключение
Больше по теме:
Аристотель о государстве
Аристотель в своём творчестве предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности ...
Конфликты и корни соперничества между братьями и
сестрами
Отношения между однополыми детьми, обнаружила также, что между сестрами конфликты возникают чаще, чем между братьями, возможно, потому, что их отношения отличаются большей эмоциональностью. Близкие отношения порождают конфликт.
За неболь ...
Характеристика эмпатии в отечественной и зарубежной психологии
Раскрытие актуальности и научной ценности проблемы эмпатии заключается в узловом характере феномена при интерпретации сложных психологических явлений (идентификации, рефлексии, аттракции, межличностного познания и т.п.), понимание которых ...