Понятие «Информационная культура личности»

Другое о психологии » Анализ психолого-педагогической литературы » Понятие «Информационная культура личности»

Страница 1

Сегодня наше общество переживает настоящий информационный бум. В производстве, управлении, образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразной информации. Не секрет, что от грамотного использования научно технической информации в немалой степени будет зависеть успех социально-экономических преобразований. Однако, на наш взгляд, этот успех в значительной степени будет зависеть и от того, насколько нам удастся сформировать информационную культуру личности. Действительно, сего­дня, как никогда, наше общество нуждается в грамотном управлении, вы­сококвалифицированных специалистах, не только понимающих цели и за­дачи общества, но и способных их осуществить, специалистах, имеющих высокую компьютерную грамотность, владеющих новыми информацион­ными технологиями, т.е. высокой информационной культурой. [27, C. 146]

В основе данной концепции лежит трактовка человека как действующего, активно воспринимающего и продуцирующего информацию субъекта. Объектом выступает система информационных взаимоотношений общества и личности. Предметом информационной культуры личности, по нашему мнению, следует считать процесс гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально значимой информации. Такая формулировка предмета затрагивает множество смежных областей знания и имеет несколько аспектов раскрытия проблематики. Первый аспект связан с теоретическим осмыслением особенностей информации как феномена материального мира и его роли в контексте культуры, со знанием социальных закономерностей, имеющих информационную природу. В раскрытии этих вопросов информационная культура личности опирается на базовые понятия, выработанные философскими дисциплинами: гносеологией, теорией информации и социальных коммуникаций, социологией, теорией культуры.

Второй аспект связан с характеристикой личности, ее потребностей в информации, имеющих биологический и социальный характер, проблемами социализации под воздействием информационно-культурной среды. Раскрытие этих вопросов тесно связано с исследованиями, ведущимися в физиологии, психологии, социологии.

Третий аспект включает в себя рассмотрение информационной культуры с точки зрения функционирования ее социальных институтов, в качестве которых выступают семья, учебные завещания, массовые коммуникации, библиотеки, информационные центры. Причем, каждый из социальных институтов участвует в формировании информационной культуры своими специфическими средствами. Этот аспект связан интегративными связями с педагогикой, информатикой, библиотековедением, библиографией, документоведением, архивоведением.

Четвертый аспект раскрытия проблематики имеет прикладной характер и заключается в технологии формирования информационной культуры в плане овладения информационными ресурсами, навыками поиска информации, использования ее в учебных и профессиональных целях, умение извлекать ее из текста, переосмысливать и творчески перерабатывать, опираясь на весь арсенал выработанных средств и способов.

Как комплексное научное направление информационная культура личности свое место находит на пересечении нескольких вышеназванных дисциплин, но предмет ее исследования диктует необходимость рассмотрения ее места, прежде всего с позиции культурологии. Этот угол зрения представляет немалую сложность, которая обусловлена сложностью самого феномена - культуры.

Существует множество определений понятий «культура», по-разному его трактующих. Во-первых, культура - это целостный исторический феномен (культурно-исторический тип, локальная культура, цивилизация), возникшие на базе территориальной, языковой, этнической, экономической и политической общности, развивающийся во времени. [24, C. 144] Локальные культуры возникают в определенном природном окружении, обладают хозяйственной специализацией, создают каждая собственную конфигурацию ценностей, имеют свой особый стиль микрочувствования, этнос, культурный климат.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Понятие профессионально - психологического отбора
Профессиональный психологический отбор – комплекс мероприятий, позволяющих «принять решение о зачислении кандидатов, которые по результатам психологических испытаний имеют больше шансов для пригодности к последующей деятельности»[1]. Про ...

Теория Эриксона об адаптации и самоадаптации - психосоциальные стадии развития личности
Центральное положение теории Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, ...

Влияние церкви на общество
Подтверждением того, что библейские принципы и Слово Божье не ус- тарело, а имеет силу в наши дни являют многочисленные церкви (пятидеся- тнические, евангельские , хоризматические , - в которых действуют дары Святого Духа) не только за р ...