Этапы информатизации общества и развитие информационной культуры личности

Другое о психологии » Анализ психолого-педагогической литературы » Этапы информатизации общества и развитие информационной культуры личности

Страница 1

На протяжении многовекового развития человечества процессы передачи информации, информационные взаимодействия между отдельными индивидами, группами и обществом претерпели значительные изменения. Освоение окружающей среды, расширение жизненного пространства, усложнение социальной и духовной жизни общества одним из своих следствий имеют рост социальной информации. А социальная информация, оседая и преломляясь в сознании членов сообщества, воплощаясь в духовные ценности, средства труда и предметы потребления, стимулирует дальнейшее освоение окружающей среды, а, следовательно, и наращивание новой информации.

Рост количества циркулирующей в обществе социальной информации ставит проблему физиологических возможностей усвоения ее объема человеком. Выход за пределы возможностей среднего человека приводит общество к необходимости качественного скачка в способах переработки информации. Такими скачками в истории человечества были использование членораздельной речи, фиксация информации в структуре жестких материальных носителей, создание письменности, изобретение книгопечатания, использование электрической энергии для передачи информации на расстояния, компьютерные технологии.

Каждый исторический период имеет свою форму господствующего материального носителя информации, который определяет соответствующие ей средства фиксации во времени и трансляции в пространстве, степень и скорость распространения в обществе, формы накопления, хранения, возможности передачи и поиска. В соответствующие промежутки времени создавались социальные институты, занимавшиеся производством, хранением и распространением информации, свои системы информационных коммуникаций. Тем самым господствующий материальный носитель определяет как бы границы объема социальной информации, соответствующие возможностям общества на определенном уровне развития. Это, в свою очередь, влияет на требования общества к уровню информированности личности в алане объема знаний, степени использования социальной информации в повседневной и профессиональной деятельности, овладения методами извлечения, переработки, накопления и использования информации.

Таким образом, устанавливается некоторое равновесие - баланс - между уровнем информированности личности и возможностью исследования средств информационного обмена между личностью и обществом. Этот баланс определяет оптимальный уровень информационной культуры личности той или иной эпохи. Соответственно, информационная культура личности, как некоторый социальный феномен, прошла в своем развитии этапы, соответствующие периодам господства форм материальных носителей информации. Но как феномен, имеющий духовную природу и глубоко личностный характер, она не жестко детерминирована используемыми в обществе информационными средствами. Проходя в своем развитии через многочисленные глобальные и локальные кризисы, дисбалансы мироощущения и мировосприятия, в конечном итоге информационная культура выходит на определенный шаткий уровень соответствия.

Первым качественным скачком в переработке информации, с которого началась история человечества и его информационная культура, можно считать использование членораздельной речи. Человеческий язык, устная речь позволила отразить с помощью ограниченного количества речевых знаков безграничное многообразие мыслей, намерений и чувств человека. Это сразу выделило человека из биологической среды, позволив ему хранить, передавать, наращивать и транспортировать приобретенную информацию.

Язык стал средством мысленного расчленения окружающего мира на дискретные понятия, а также орудием классификации этих понятий, позволил связать удаленные во времени и в пространстве события. Будучи средством коммуникации, язык связал индивидов одним речевым кодом, что дало возможность создать племенные объединения и союзы.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Показатели качества тестов
Особое значение имеет выбор критерия оценки получаемых результатов. Сами по себе, без сопоставления с точкой отсчёта, результаты психологических испытаний ничего не значат. Чаще всего они сопоставляются с нормами выполнения в выборке стан ...

Подбор и обоснование адекватных методов исследования сексуальных взаимоотношений в ранней юности
Объектом исследования являются сексуальные взаимоотношения у юношей. Предметом исследования является исследование эмоционального отношения, влияющего на приобретение сексуального опыта. Цель: Изучение особенностей сексуальных взаимоотно ...

Влияние массовой и личной библиотеки при выборе художественной литературы.
Представляется, что наиболее плодотворен такой подход к изучению массовой библиотеки, когда она рассматривается не просто как одни из каналов получения книг, а как специфический социальный институт. При этом важно помнить, что библиотека ...