Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии

Другое о психологии » Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии

Страница 2

2. К «внутренней душевной силе»

относятся сила воображения (ал куууат ал-мутахайила)/ память, представление, воображение/, стремящаяся, или побуждающая (ал куууат ан-нузуийа), и разумная, или мыслящая (ал куууат ан-натика) сила.

По мнению аль-Фараби, процесс познания

состоит из двух ступеней (ощущение и мышление), которые отображают различные стороны объектов: первая отображает их внешние, изменчивые свойства (акциденции), вторая – существо предметов (субстанция). Опираясь в своем учении на аристотелизм, аль-Фараби придерживается мнения о полной возможности познания человеком внешнего мира.

Преимущество человека перед животным аль-Фараби видит в том, что человек в отличие от других животных обладает особыми душевными способностями, высшей формой которых является речь и разум.

Познавательные процессы, связанные с чувственной ступенью познания, являются различными формами отражения предметов и явлений окружающей действительности. Душевные силы не существуют оторванно от материи, они не привносятся в человеческий организм извне. Познание частно-конкретных вещей осуществляется через ощущение, восприятие, воображение, воспоминание и другие психические функции. Вот что пишет он о природе ощущений

: «Ощущаемое ощущается вместе с другими качествами, которые постигаются в этих телах осязанием, как тепло и холод, сырость или сухость, и то, что вытекает из них или некоторых из них как твердость и мягкость, гладкость и шероховатость; или постигаемые вкусом – таковы обладающие одним вкусом: сладостью, горечью или другими; или постигаемые зрением – таковы обладающие видом… Но постигаемое осязанием связано с теплом, холодом или другими осязаемыми, а постигаемое зрением связано с белизной, чернотой и другими видами».

Обращает на себя внимание трактовка аль-Фараби обусловленности ощущений физическими раздражителями и теми физиологическими процессами, которые имеют место в чувственных нервах. Такими раздражителями он называет свет для зрения, атмосферные колебания для слуха и т.д. Фараби характеризует наше познание как непосредственное отражение, как отпечаток реального предмета в форме конкретных образов. Ощущения являются начальным и необходимым источником знания. ( «Кто не ощущает, тот ничего не познает и ничего не понимает»). Истинность их заключается в соответствии возникающих образов реальным предметам, существующим вне и независимо от сознания человека. Чем сильнее раздражение, тем дольше сохраняются образы ощущений, многообразие человеческого ощущения полностью зависит от разносторонних особенностей свойства бытия и внешнего мира.

Под функцией восприятия

аль-Фараби понимает строение частных конкретных предметов в виде образов, далее получаемые разрозненные ощущения оформляются им в единое целое. Акт восприятия не мыслится без особого анатомического аппарата, состоящего из периферической и центральной частей и соединяющих их нервных проводников, воспринимающиеся качества признаются принадлежащими самим вещам.

С чувственным этапом познания аль-Фараби связывает память и представление, которые занимают промежуточное место между ощущением и разумом, т.е. мыслительным процессом. Память

сохраняет в себе полученные материалы от мышления и представления, с ее помощью человек увеличивает запас своего знания, обогащает свой жизненный опыт. Она помогает ему избегать вредного и стремиться к полезному. Однако опора только на память часто приводит человека к заблуждению, неверным выводам, так как она основана на частных вещах.

В мышлении

человек познает глубинную сущность ощущаемых предметов. Мышление тесно связано с речью. Мышление – общечеловеческое, на него не могут оказать влияние ни религиозные, ни расовые, ни национальные признаки. Мыслительная деятельность – высшее проявление творческой активности человека. Мышление способно организовать и дисциплинировать природные инстинкты и аффекты человека. В отличие же от чувственного восприятия мышлению «свойственно понимание, а не просто отражение и закрепление отраженных образов, так как понимание – это действие, связанное с познанием сущности, общих правил и законов». В мышлении аль-Фараби предпочтение отдает процессу понимания

. «Понимать лучше, - писал он, - чем учить наизусть, так как зубрить наизусть связано со многими словами и именами людей, и это бесконечно, в них нет пользы никому…понимание связано с обобщениями (выявлением) сущности и законов…понимать лучше, чем знать наизусть» (из трактата аль-Фараби «Вопросы и ответы на них»).

Ученый считал нужным разграничивать речь

на внешнюю и внутреннюю. К внутренней речи он относил умопостигаемые сущности, создаваемые в душе человека через понимание, а внешней речью называл выражение языком того, что находится в уме. Проводя грань между мышлением и языком, аль-Фараби подчеркивал коммуникативную роль языка, выступающего в качестве орудия общения. Анализируя слово как внутреннее явление, он дает интерпретацию логического и грамматического подхода к этому феномену. Признавая общезначимый характер мышления, наличие общего для всех людей логического строя мышления, аль-Фараби рассматривал логические правила как некие общие, универсальные правила для слов всех языков, а грамматические правила – как относящиеся к словам определенного языка.

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по теме:

Человек как субъект деятельности
Субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Сущностными свойствами этого процесса является способность человека упр ...

Методика для диагностики отношений между детьми
СКАЗКИ ДЮССА (ДЕСПЕРТ) Методики для диагностики отношений между детьми в семье встречаются редко. Между тем в практической работе иногда возникает необходимость в диагностике взаимоотношений сиблингов (братьев и сестер). В статье О.Баран ...

Использование заданий творческого характера на уроках математики
Учебные задания, выполняемые на уроках математики, часто определяют однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя лишь обучающие цели - закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитии ...