Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии

Другое о психологии » Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии

Страница 3

По мнению аль-Фараби, воображение

выполняет двоякую функцию. Во-первых, оно фиксирует внешние образы предметов и комбинирует их в новые образы. Во-вторых, оно подготавливает материал для мышления. Ученый раскрывает влияние воображающей силы на сновидение. Сновидение

происходит вследствие возбуждения образов, сохраняемых и регулируемых воображающей силой, и случается порой так, что во сне человек видит то, что происходит в жизни, наяву. Фараби дает научные объяснения причины возникновения сновидений, считая их своеобразным отражением объективной деятельности в нервах человека. К основным качествам воображающей способности относятся: сохранение форм, имитации, анализ и синтез.

Эмоционально-волевые процессы

, по мнению аль-Фараби, не являются самостоятельной душевной силой. Так, страсти, аффекты («стремящаяся сила») лишь окрашивают различные душевные силы, приводят организм человека в движение. Эмоции особенно ярко проявляются в телесных выражениях человека. Например, при стыде человек краснеет, при страхе лицо становится бледным.

В своем учении о душевных силах аль-Фараби не выделяет волю

в самостоятельный психологический акт. Проблему воли он рассматривает в морально-этическом плане. Воля – это желание, возникающее из ощущения и воплощающееся в стремлении. Но, как считает аль-Фараби, это лишь первая воля. Вторая воля возникает из воображения и подчиняет себе желание. Возникнув на базе воображения, вторая воля открывает простор для приобретения первых знаний, результатом чего является возникновение третьей воли. Последняя воля – это желание, возникающее из «говорящей силы» человека. Эту волю аль-Фараби назвал «силой выбора» (ыктияр). Она характерна только для человека. Посредством такой воли он может отличать хорошее от плохого, прекрасное от безобразного. При помощи силы выбора человек способен достичь счастья, так как она дает возможность отличать добро от зла и стремиться к первому, уклоняясь от второго.

Учение аль-Фараби о познавательных процессах человека играли значительную роль в эпоху раннего средневековья и содействовали освобождению науки от влияния религии, а также развитию материалистического учения о психике человека.

Оригинальные мысли высказывал ученый и об индивидуальных особенностях людей

. Говоря о различиях психических особенностей, он ищет корень этих различий в строении тела. В частности, он писал: «Так как тела бесконечно различаются друг от друга, то души также бесконечно различаются друг от друга…Состояние души зависит – у одних в большей, у других – в меньшей степени – от темперамента (темперамент аль-Фараби рассматривает не в психологическом, а в анатомо-физиологическом плане), и поскольку всякое состояние души определяется состоянием того тела, в котором эта душа находится, то неизбежно следует, что состояние души должно изменяться с изменением тела, в котором она находится. Поскольку же изменчивость тел безгранична, то и изменчивость душ также безгранична». По мнению аль-Фараби, у всех людей единая натура, но они различаются по своим характерам, подобно тому, как различаются лед и кипяток, черное и белое платья.

В истории мировой психологической мысли, кроме аль-Фараби, трудно найти ученого, который бы высказал столь много ценных и оригинальных идей в области общественной психологии

. Так, серьезного внимания заслуживают его высказывания о взаимоотношениях человека с обществом, о больших и малых человеческих сообществах, о социально-психологических особенностях людей различных слоев и групп. В одном из трактатов он писал, что народы отличаются друг от друга тремя признаками:

1. естественными привычками и нравами

2. характером

3. языком

Народный характер и причины его возникновения объясняются особенностями георафической среды, в которой живет тот или иной народ, а также естественными ресурсами (вода, воздух, растения и пр.), которыми он пользуется. Географическая среда оказывает влияние на общество через психику людей, связывает психологию людей с небесными телами и звездным небом. Рассматривая природные естественные условия как средство, воздействующее на формирование психологии народа, аль-Фараби считает, что они не оказывают решающего влияния на уровень его общественной организации. В этих высказываниях аль-Фараби выступает как знаток и по проблемам этнической психологии

.

По мнению аль-Фараби, человек, прежде всего – общественное существо. Он не может жить вне общества, вся его жизнь и деятельноять проходит только в обществе людей. Поэтому всякое стремление, желание, потребность человека, все его помыслы и интересы могут быть удовлетворены только в процессе общения людей, в определенной системе этого общения, в той или иной корпорации или ассоциации. Фараби выделял человека из всего мироздания как «разумное животное» (хайуан натик), которое никто не превосходит. Разумная способность едина для всех, люди имеют естественное равенство без различия пола и происхождения. Человека как «общественное животное» аль-Фараби рассматривает в двух взаимосвязанных аспектах:

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по теме:

Возможные пути преодоления барьеров общения
При межличностном общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях ...

Характерные черты аддиктивной личности
Поведение аддиктов в межличностных отношениях характеризует ряд основных общих особенностей: Сниженная переносимость трудностей обуславливается наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовл ...

Концепции различных теорий формирования агрессивности
Самым ранним теоретическим положением об агрессии, является то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. АГРЕССИЯ КАК ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ психоаналитический подход: врожденное стремление к см ...