Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии

Другое о психологии » Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии

Страница 4

1. как существо «коллективное», то есть необходимо включенное в какую-нибудь социальную единицу (семья, квартал, город и т.д.)

2. как существо «индивидуалистическое», т.е. обладающее некоторыми природными качествами

Потребность в общении является одним их мотивов, побуждающих человека к деятельности. Она играет немаловажную роль и в психическом развитии личности. Человек в одиночку не может совершенствоваться. В природе каждого человека, по словам аль-Фараби, имеется свойство входить в связи и взаимодействие с другим человеком или группой людей в процессе осуществления и использования этих предметов и дел. Признание общественной природы человека

составляет предпосылку всех его психолого-педагогических, этико-социологических рассуждений. Он придает большое значение фактору активности в жизни человека. Человек обретает свое «политическое» (или гражданское) состояние, входя в политические объединения. Определяя место человека в обществе, аль-Фараби тем самым утверждает необходимость «коллективизма», вне которого человек лишается своих гражданских атрибутов, а тем самым и достижения цели.

Человеческие общества аль-Фараби делит на два вида:

1. полные (совершенные)

2. неполные (несовершенные)

Полные, в свою очередь, подразделяются на три вида:

1. великие (ал-узма)

2. средние (ал-уустра)

3. малые (ас-сугра)

Великое общество – это совокупность обществ всех людей, населяющих землю, среднее – это объединение людей вкакой-то части земли (народы и народности), малое объединяет жителей одного города. Неполные (несовершенные) общества объединяют жителей села, квартала, улицы, дома. В социально-психологическом плане нашего внимания заслуживают идеи ученого, высказанные относительно неполных обществ, и в первую очередь о семье как микрочастицы города.

В «Афоризмах государственного деятеля» аль-Фараби анализирует структуру семьи

, считая ее самой маленькой клеточкой общества. В его понимании семья – это органически связанные между собой жители одного дома. В нем живут муж и жена, хозяин и слуга, родители и дети. Семья на основе своих внутренних ресурсов выполняет воспитательную функцию, может оградить человека от сложностей жизни, помочь не только в решении ее экономических, но и психологических проблем.

Моральное воспитание человека нужно начинать с малых лет, а в школе воспитательному процессу дать практическую направленность, для чего, прежде всего, следует воспитывать и самих воспитателей. По мнению аль-Фараби, глава добродетельного города и учитель – оба в одинаковой мере являются воспитателями, наставниками. Учитель воспитывает детей, а городской глава – всех жителей города. Поэтому они должны быть примерными людьми во всех отношениях. Настоящим воспитателем, общепризнанным вожаком может стать лишь тот, кто соединит в себе следующие двенадцать врожденных природных качеств

:

1. абсолютно совершенные органы, силы которых должны быть хорошо приспособлены для совершения действий

2. отлично понимать и представлять себе все, что ему говорится, хорошо осмысливать сказанное

3. хорошо сохранять в памяти все, что он понимает, видит, смыслит и воспринимает

4. владеть проницательным и прозорливым умом

5. овладеть выразительным слогом и уметь излагать с полной ясностью все, что он задумает

6. иметь любовь к обучению, к знанию, не испытывая ни усталости от обучения, ни мук от сопряженного с этим труда

7. быть выдержанным во всем

8. любить правду, ненавидеть ложь

9. обладать гордой душой и дорожить честью

10. презирать дирхемы, динары (денежные единицы) и прочие атрибуты мирской жизни

11. любить от природы справедливость, быть справедливым и к своим, и к чужим

12. быть не упрямым, не проявлять своенравности, но проявлять решительность при совершении того, что он считает, и быть при этом смелым, отважным, не знать страха и малодушия

Помимо этих врожденных качеств, они должны еще обладать и благоприобретенными свойствами (способностью посредством силы воображения или благоприобретенного интеллекта соединяться с деятельным интеллектом).

Много интересного заключают в себе взгляды аль-Фараби о филогенезе и онтогенезе психики. Заслуживают внимания мысли аль-Фараби, высказанные относительно различных ветвей психологических знаний того времени. Так, у него мы находим чрезвычайно интересные суждения относительно психологических проблем музыки, искусства, эстетики. Следует обратить внимание и на наследие аль-Фараби в области медицинской психологии. Проблемы обучения и воспитания в теоретико-методологическом плане также являются составной частью философско-психологического, этико-социологического учения мыслителя. Аль-Фараби известен и как педагог – методист.

В наши дни, когда вопросы развития личности, проблемы нравственного самовоспитания человека приобретают особую актуальность, необходимо придавать важное значение разработке прикладных аспектов личностного самоусовершенствования. В этой связи, ученых могут заинтересовать отдельные приемы, методы самовоспитания, которые в те далекие времена успешно использовал в своей практике аль-Фараби (самрвнушение, самонаказание, самоубеждение и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по теме:

Происхождение и развитие зависимостей
Президент ассоциации "Исаак" доктор Дарв Смит предлагает следущую модель: ПОЧВА ЗАВИСИМОСТЕЙ Каждый из нас, так или иначе, подвергался оскорблениям, кто - то больше, чем другие. Почва оскорбления приводит к различным чувс ...

Индивидуально-психологические особенности личности студентов, рождённых путём кесарева сечения
В настоящее время ученые пришли к выводу, что основы здоровья, а так же многие черты характера человека закладываются как до рождения, так и в момент его рождения, которые в значительной мере определяют направление его дальнейшего развити ...

Понятие психологической готовности
Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи. Готовность в общем — означае ...