Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии

Другое о психологии » Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии

Страница 4

1. как существо «коллективное», то есть необходимо включенное в какую-нибудь социальную единицу (семья, квартал, город и т.д.)

2. как существо «индивидуалистическое», т.е. обладающее некоторыми природными качествами

Потребность в общении является одним их мотивов, побуждающих человека к деятельности. Она играет немаловажную роль и в психическом развитии личности. Человек в одиночку не может совершенствоваться. В природе каждого человека, по словам аль-Фараби, имеется свойство входить в связи и взаимодействие с другим человеком или группой людей в процессе осуществления и использования этих предметов и дел. Признание общественной природы человека

составляет предпосылку всех его психолого-педагогических, этико-социологических рассуждений. Он придает большое значение фактору активности в жизни человека. Человек обретает свое «политическое» (или гражданское) состояние, входя в политические объединения. Определяя место человека в обществе, аль-Фараби тем самым утверждает необходимость «коллективизма», вне которого человек лишается своих гражданских атрибутов, а тем самым и достижения цели.

Человеческие общества аль-Фараби делит на два вида:

1. полные (совершенные)

2. неполные (несовершенные)

Полные, в свою очередь, подразделяются на три вида:

1. великие (ал-узма)

2. средние (ал-уустра)

3. малые (ас-сугра)

Великое общество – это совокупность обществ всех людей, населяющих землю, среднее – это объединение людей вкакой-то части земли (народы и народности), малое объединяет жителей одного города. Неполные (несовершенные) общества объединяют жителей села, квартала, улицы, дома. В социально-психологическом плане нашего внимания заслуживают идеи ученого, высказанные относительно неполных обществ, и в первую очередь о семье как микрочастицы города.

В «Афоризмах государственного деятеля» аль-Фараби анализирует структуру семьи

, считая ее самой маленькой клеточкой общества. В его понимании семья – это органически связанные между собой жители одного дома. В нем живут муж и жена, хозяин и слуга, родители и дети. Семья на основе своих внутренних ресурсов выполняет воспитательную функцию, может оградить человека от сложностей жизни, помочь не только в решении ее экономических, но и психологических проблем.

Моральное воспитание человека нужно начинать с малых лет, а в школе воспитательному процессу дать практическую направленность, для чего, прежде всего, следует воспитывать и самих воспитателей. По мнению аль-Фараби, глава добродетельного города и учитель – оба в одинаковой мере являются воспитателями, наставниками. Учитель воспитывает детей, а городской глава – всех жителей города. Поэтому они должны быть примерными людьми во всех отношениях. Настоящим воспитателем, общепризнанным вожаком может стать лишь тот, кто соединит в себе следующие двенадцать врожденных природных качеств

:

1. абсолютно совершенные органы, силы которых должны быть хорошо приспособлены для совершения действий

2. отлично понимать и представлять себе все, что ему говорится, хорошо осмысливать сказанное

3. хорошо сохранять в памяти все, что он понимает, видит, смыслит и воспринимает

4. владеть проницательным и прозорливым умом

5. овладеть выразительным слогом и уметь излагать с полной ясностью все, что он задумает

6. иметь любовь к обучению, к знанию, не испытывая ни усталости от обучения, ни мук от сопряженного с этим труда

7. быть выдержанным во всем

8. любить правду, ненавидеть ложь

9. обладать гордой душой и дорожить честью

10. презирать дирхемы, динары (денежные единицы) и прочие атрибуты мирской жизни

11. любить от природы справедливость, быть справедливым и к своим, и к чужим

12. быть не упрямым, не проявлять своенравности, но проявлять решительность при совершении того, что он считает, и быть при этом смелым, отважным, не знать страха и малодушия

Помимо этих врожденных качеств, они должны еще обладать и благоприобретенными свойствами (способностью посредством силы воображения или благоприобретенного интеллекта соединяться с деятельным интеллектом).

Много интересного заключают в себе взгляды аль-Фараби о филогенезе и онтогенезе психики. Заслуживают внимания мысли аль-Фараби, высказанные относительно различных ветвей психологических знаний того времени. Так, у него мы находим чрезвычайно интересные суждения относительно психологических проблем музыки, искусства, эстетики. Следует обратить внимание и на наследие аль-Фараби в области медицинской психологии. Проблемы обучения и воспитания в теоретико-методологическом плане также являются составной частью философско-психологического, этико-социологического учения мыслителя. Аль-Фараби известен и как педагог – методист.

В наши дни, когда вопросы развития личности, проблемы нравственного самовоспитания человека приобретают особую актуальность, необходимо придавать важное значение разработке прикладных аспектов личностного самоусовершенствования. В этой связи, ученых могут заинтересовать отдельные приемы, методы самовоспитания, которые в те далекие времена успешно использовал в своей практике аль-Фараби (самрвнушение, самонаказание, самоубеждение и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по теме:

Измерение межстимульных различий
На возможности измерения различий между парой стимулов основаны многие методы современной психофизики. Так, получение матрицы различий для некоторого множества стимулов и последующий ее анализ методом многомерного шкалирования (ММШ; multi ...

Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства
Социальная организация деятельности людей как общественно полезного труда требует рассмотрения их индивидуальных стилей деятельности (ИСД) как стилей профессиональной деятельности (СПД) т. е. стилей отдельных субъектов, интегрированных в ...

Результаты исследования
Результаты диагностики см. приложение 2. Проанализировав ответы школьников на вопросы опросника Олсона и содержание сочинений, мы получили следующие результаты. В качестве наиболее значимых ценностей старшеклассниками были обозначены «р ...