Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии

Другое о психологии » Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии

Страница 5

Идеи аль-Фараби оказали большое влияние не только на формирование мировоззрения мыслителей Востока (Ибн-Сина, Ибн Рушд, Ибн-Халдун, Низами, Навои и др.), но и на развитие прогрессивной философской мысли Европы (Ф.Бэкон, Г.Галилей, Р.Декарт, Б.Спиноза и др.). Учение аль-Фараби повлияло и на последующее развитие психолого-педагогической мысли народов Средней Азии и Казахстана. Его влияние было многосторонним и длительным. Так, в трудах ученых казахской степи Махмуда Кашгарского и Юсуфа Баласагунского (XI в.), написанных на тюркском языке, явно видны следы рационалистических и гуманистических идей аль-Фараби. Так, в трактате Юсуфа Баласагунского «Кудатгу билиг» («Благодатное знание») многие страницы наполнены психологическими размышлениями о месте человека в обществе, о характере и волевых качествах людей, о пользе и вреде слова, о психологии правителей разного ранга, об особенностях тех или иных профессий, об искусстве общения, о психологии различных слоев общества и т.д. А в произведениях другого тюркского ученого, уроженца казахской степи Махмуда Кашгарского («Диван лугат ат тюрк» – «Собрание тюркских наречий») можно почерпнуть немало ценных высказываний о психологии тюркских народов, об их языке, об их песнях, загадках, пословицах и поговорках, обычаях, религиозных верованиях. В «Словаре» также содержатся многочисленные этнонимы и топонимы, образцы народного календаря, астрономические, медицинские, военные и религиозные термины, которые являются столь важным историографическим и фактологическим материалом для современных этнопсихологических исследований.

Влияние учения аль-Фараби видно и в произведениях мыслителей Казахстана XIII–XIV вв. В период монгольского завоевания и распада Золотой Орды (XIII – XIV вв.) было создано немало произведений на тюркско-кипчакском языке («Тюркско-арабский словарь», «Кодекс куманикус», «Мухаббат-наме», «Гулистан-бит-турки» и др.), содержащих в себе интересные этико-психологические размышления. Так, в «Мухаббат-наме» Р.Хорезми (XIII в.) имеются такие крылатые выражения, как: «Нет ничего лучше терпения», «Верность, в конце концов, обнаружит себя», «Сердца людей тянутся к чистоте», «Не строй воздушные замки, это напрасно, глоток воды и кусок хлеба достаточны для тебя» и др. А в «Гулистане» Саиф Сараи (XIV в.) писал: «Лучше, если человек оставит после себя доброе имя, чем оставит золота полный ларец», «Соперник и в таланте увидит порок», «Завистник испытывает огорчение, а щедрые люди постоянно проявляют великодушие». В этих и других высказываниях мыслителей казахского средневековья мы находим следы фарабиевских влияний.

Выдающийся поэт- мыслитель второй половины XIX века Абай Кунанбаев был хорошо знаком с трудами аль-Фараби. В его произведениях имеется немало созвучных идей, как по содержанию, так и по форме изложения. Такие сходства особенно часто встречаются в их высказываниях по вопросам этики, педагогики, психологии.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Больше по теме:

Выводы
К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Таким образом, до сих пор нет четкого определения понятия «агрессия». Изве ...

Тренировка ритма внимания.
В удобном положении, расслабившись, рассматривайте кисть руки, стараясь почувствовать каждый миллиметр. Смотреть только на кисть (можно моргать). Если внимание пытается "уйти", постарайтесь его вернуть. Во время выполнения упра ...

Что значит становиться человеком
Например, студент, озабоченный возможным провалом на экзаменах в колледже; домохозяйка, разочаровавшаяся в своем замужестве; человек, чувствующий, что он находится на грани полного нервного расстройства и психоза; ответственный работник, ...