Смысловое строение сознания

Сознание человека » Смысловое строение сознания

Страница 1

Вторым компонентом строения сознания Выготским названо смысло-вое строение его. В качестве единицы анализа смыслового строения созна-ния Выготским было предложено значение. Он рассматривал значение (и понятие как его высшую форму) как средство осознания [5. С. 169]. Значе-ние понималось им как некий эквивалент операции, с помощью которой человек мыслит данный предмет [3. С. 163].

Необходимо отметить и другие подходы Выготского к проблеме единиц анализа сознания. Несмотря на то, что выбор значения в качестве единицы анализа был очень удачен для его теоретической и экспериментальной разработки, Выготский не прекращал поиска иных вариантов, поскольку выбор значения не вполне согласовывался с одним из важнейших психоло-гических принципов самого Выготского - принципом единства аффекта и интеллекта, за нарушение которого он критиковал прежнюю психологию [3. С. 21]. Поэтому для изучения сознания в работе "Кризис семи лет" (1933) он предлагает другую единицу - переживание (что было очень значимо методологически, но представляло большие трудности для эксперимен-тального исследования) [1. С. 382-383]. Однако эти взгляды Выготского не были в достаточной степени разработаны. Так, одновременно с этим, пере-живание было представлено им и как единица анализа отношений личн ос-ти и среды [1. С. 382-383].

Однако Выготский предлагал и другой путь реализации принципа един-ства аффекта и интеллект, который позволяет оставить значение в качест-ве предмета психологического анализа. Этот путь в самых общих чертах намечается в заключительной, седьмой главе его последнего произведения - "Мышление и речь" (1934). Исследуя проблему внутренних механизмов формирования значения слов, он вводит понятие смысла и обращается к вопросу о соотношении значения и смысла.

Значение слова, по сравнению с его смыслом, согласно Выготскому, представляет собой более устойчивое и менее индивидуализированное об-разование [3. С. 346-347, 349], так что в некоторых отрывках можно видеть приближение понятия "смысл" по своему содержанию к понятию индиви-дуального значения (в терминологии Леонтьева). При анализе Выготским планов речевого мышления термин "смысл" получает интерпретацию через обращение к "мотивирующей сфере нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффек-ты и эмоции"[3. С. 357] (но эта интерпретация, на наш взгляд, дается Выготским еще в весьма неявной форме). Вслед за К.С. Станиславским Л. С. Выготский обращается к представлению о подтексте при исследова-нии понимания смысла речи другого: "За мыслью стоит аффективная и волевая тенденция Действительное и полное понимание чужой мысли становится возможным только тогда, когда мы вскрываем ее действенную, аффективно-волевую подоплеку" [3. С. 357].

М.Г. Ярошевский пишет, что смысл становится для Выготского едини-цей анализа сознания [11. С. 260], поданное мнение, на наш взгляд, пред-ставляет собой не просто экспликацию некоторых идей Выготского, но и их развитие с позиций современной психологии. Однако несомненно то огромное значение, которое играло введение Выготским понятия смысла для последующих построений концепции сознания (например, теории А.Н. Леонтьева). Следует отметить и выделенные Выготским законы объедине-ния и слияния смыслов (которые специфичны по сравнению с законами для словесных значений). К сожалению, в отечественной психологии этому не уделялось должного внимания, между тем наблюдаемые Выготским за-кономерности могли бы помочь объяснению т.н. аффективной логики, работы бессознательного и т.п.

Тем не менее, несмотря на предпринятые Выготским шаги к изучению смысла, категория значения как единицы сознания получила в его концеп-ции несравненно большую разработку.

Значение у Выготского (как и у Леонтьева) является как бы точкой взаи-модействия индивидуального и общественного сознания, носителем и средст-вом передачи социального опыта, средством его усвоения конкретным индиви-дом (на эти представления повлияло марксистское положение о социаль-ной, культурно-исторической обусловленности человеческой психики).

Передача общественного опыта через усвоение значений выступала для Выготского не как постулат, но как проблема - его интересовал сам про-цесс образования значений.Согласно Выготскому, общественное сознание находит свое отражение не только в содержании значения и его форме (т.е. строении, структуре понятий), но и влияет на сам ход развития значений, задавая ему направле-ние: "Взрослые, общаясь с ребенком при помощи речи, могут определить путь, по которому идет развитие обобщений, и конечную точку этого пути, т.е. обобщение, получаемое в его результате" [3. С. 149-150J. Т.е. способ мышления как бы подтягивается в результате к задаваемому извне готовому продукту, который должен получаться при формировании необходимого способа мышления. В связи с этим Выготский подчеркивал значимость процесса обучения для появления и развития понятийного мышления.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме: