Культура этноса и этническая культура. Функции этнической культуры.

Другое о психологии » Введение в этническую психологию » Культура этноса и этническая культура. Функции этнической культуры.

Страница 6

При описании материальной культуры, особенно когда ставится задача изучения этногенетических проблем, существенное внимание уделяется одежде, так как в ее традиционном составе, материале, оформлении, покрое находит отражение этническая специфика. Одежда - специальное средство защиты человеческого тела. Одежда бывает повседневная, праздничная, обрядовая. К последней относится одеяние священнослужителей, специальные платья, надеваемые при исполнении различных обрядовых действ.

По общему виду одежда делится на:

- глухую (без разрезов спереди, одевается через голову, характерна для северных районов)

- распашную, наиболее широко распространенную.

По расположению на человеческом теле различают одежду нательную (одета на голое тело),

- верхнюю (одета поверх нательной),

- плечевую (укрепляется на плечах-халаты, куртки 'и т. д.),

- поясную (укрепляется на поясе - штаны, юбки),

- набедренную (укрепляется на бедрах; характерна как единственная форма одежды в тропических странах, например, набедренная повязка, пояса стыдливости, передники).

Покрой одежды зависит от материала, а при изготовлении из ткани - от ширины ее. Выделяется одежда трех типов покроя

- цельнокроенная (из одной шкуры или" целого куска материи),

- туникообразная (узкое полотно перекинуто через плечо и рукава вшиты у плеча)

- кимонообразная (широкое полотно, дающее возможность кроить плечо вместе, с рукавом или частью рукава). Несомненную этническую специфику может нести и запах одежды - расположение полок относительно друг друга в распашном типе. Полы могут сходиться посредине, такую одежду называют либо прямозастежнай, либо - с прямым разрезом; левая пола может находить на правую - левополая на левую - правополая одежда, или одежда с правым запахом. Например, в каменных тюркских изваяниях подчеркнута такая специфика расположения полок, отличающая тюрок от монголов или китайцев.

Учитывая, что одежда есть средство защиты тела, а, по представлениям людей доклассовой эпохи, тело должно быть защищено от злых-духов и могло быть защищено символами рода (родовыми знаками, иными отличительными признаками, как, например, родовое различие мяо передавалось в одежде через специфический цвет ткани для людей одного рода), этнография в общей теме "одежда" рассматривает различные украшения на голом теле и типы причесок. К украшениям относятся татуировки, нашейные украшения (гривны, кольца, ожерелья), ручные и ножные браслеты, кольца, повязки.

Этнографы в разделе материальной культуры изучают также традиционные виды транспорта и связи. Под транспортом понимаются средства передвижения людей и грузов, в которые входят различного вида колесные конструкции, традиционные приспособления типа волокуш, вьюков, коромысел, носилок, паланкинов, корзин и т. д. Под связью - традиционные системы передачи сигналов и сообщений как для экстраординарного (появление врага, угрозы стихийного бедствия, эпидемии), так и обыденного (счет поколениям, удостоверение общественных полномочий, начала фискальных помет) случаев.

К традиционным видам связи относятся сигнальные костры, узелковое письмо, зарубки и засечки на деревьях или специальных предметах; язык жестов, пиктография и т. П

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Больше по теме:

Место Я личности в возникновении и развитии невроза.
В одних неврозах Я участвует гораздо активнее, чем других; их называют «нарцисстическими неврозами». Одно из отношений Я к своему неврозу настолько очевидно, что его с самого начала можно принять во внимание. Оно, по-видимому, встречается ...

План и результаты психологического исследования
Консультируя подростков, психолог-консультант должен учитывать психологические нормативные задачи возраста. К ним обычно относят: □ отделение от родителей и обретение подлинной психологической независимости; □ преодоление кр ...

Коррекционная программа агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Предлагаемая коррекционная программа агрессивного поведения детей дошкольного возраста имеет в основе разработки Чистяковой М.И., Овчаровой Р.В., Хухлаевой О.В. Программа состоит из 3-х этапов, каждый из которых состоит из 3-х занятий. Э ...