Культура этноса и этническая культура. Функции этнической культуры.

Другое о психологии » Введение в этническую психологию » Культура этноса и этническая культура. Функции этнической культуры.

Страница 3

В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип , социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения.

Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной ,территории, должна называться доминирующей. Вот почему национальная культура изучается преимущественно филологией, имеющей дело с памятниками письменности, а этническая культура — этнографией и антропологией, имеющими дело прежде всего с дописьменной литературой.

Функции этнической культуры

Разные сферы культуры неодинаково выполняют роль сплачивающего или различающего средства для различных видов этнических образований. Поэтому в исследовании этнических общностей все большее место занимает рассмотрение разнообразных функций культуры. Одной нз существенных среди них и вместе с тем слабоизученных выступает этнознаковая роль культуры. Ее изучение находится в поле внимания лингвистики, фольклористики, искусствознания, археологии, психологии и других смежных наук.

Культура, как известно, выполняет самые разнообразные функции. В частности, в нашей научной литературе выделяются следующие "технические" функции культуры:

1) инструментальная функция, с которой в первую очередь связана "механическая" техника, выступающая преимущественно как специфическая система средств совместною воздействия человеческих индивидов на материальную среду;

2) нормативная, функция, сопряженная с "организационной" техникой ("соционормативной" культурой) как специфической системой средств организации коллективной жизни;

3) сигнификативная функция, выражающаяся в "символической" ("знаковой") технике как специфической системе средств, благодаря которой осуществляются умственные и эмоциональные действия человека;

4) коммуникативная функция, неразрывно связанная со знаковой техникой, обеспечивающая общение людей .

Наряду с этими "техническими" функциями культуры, в известном смысле простирающимися на все общество, можно выделить ее "специфические" функции, связанные с обеспечением отдельных видов социальных потребностей. Таковы, например, эстетическая, познавательная и религиозная функции. Все они в той или иной степени пересекаются с "техническими" функциями культуры. Каждой из них соответствует особая сфера культуры, однако их проявление данными сферами обычно пе ограничивает: я (например, эстетическую функцию выполняет не только такая сфера культуры, как искусство, но и другие ее сферы).

Среди выполняемых культурой многочисленных ролей представляется правомерным особо выделить ее этническую функцию. Эту функцию выполняет совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих свойств культуры. Свойства культуры теснейшим образом сопряжены с остальными функциями культуры, нередко выступая фактически в качестве одной из их сторон. Более того, фактически этнические функции выступают в качестве своеобразного дополнении к основным функциям культуры. Как известно, особенно характерно такое "дополнение" к традиционным компонентам культуры, хотя ото не исключает выполнения этнических функций и культурными инновациями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме:

Онтогинез мотивационной структуры человека.
Как указывает А. Н. Леонтьев, потреб­ности ребенка удовлетворяются взрослым безотно­сительно к продуктивности собственной (в основном игровой) деятельности ребенка. Неудовлетворение био­логических потребностей не стимулирует формиро­вание ...

Самоактуализирующиеся личности по А. Маслоу
Маслоу в течение всей своей жизни исследовал самоактуализирующихся людей. Маслоу отбирал испытуемых из числа своих знакомых и друзей, а также из общественных деятелей и исторических персонажей. Кроме того, Маслоу провел исследование на т ...

Любовь
Любовь – это не счастливая случайность или мимолетный эпизод, а искусство, требующее от человека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку и самопожертвованию. Именно об этом говорит в своей книге «Искусство любви» и ...