Типы акцентуации характера

Страница 1

Учет индивидуально-психологических особенностей подростка необходим для более эффективной организации работы с ним

На основе работ А.Е.Личко (см.7), Эйдемиллера(см.19) и В.А.Федорова(см.14) мы рассмотрели типы акцентуаций характера и соответствующие им неблагоприятные стили воспитания.

1.Гипертимный тип.

Гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым.

Главная черта гипертимных подростков - почти всегда хорошее, почти приподнятое настроение. Лишь изредка проявляются вспышки гнева, вызванные стремлением окружающих подавить энергию подростка, подчинить его своей воле. Такие подростки плохо переносят жесткую дисциплину, ситуации одиночества, лишения общения.

Для гипертимного подростка характерна жажда деятельности, они не выносят однообразной обстановки и монотонного труда.

Перечисленные особенности гипертимных подростков можно сопоставить с гипопротекционным стилем воспитания, когда контроль за поведением ребенка носит формальный характер и подросток оказывается предоставленным самому себе.

2. Циклоидный тип.

У подростков циклоидного типа отмечается вялость, упадок сил, апатия и раздражительность. Их начинает тяготить общение с окружающими людьми. Циклоидные подростки тяжело переживают мелкие неприятности, неудачи. Данный тип акцентуации характеризуется сонливостью и снижением аппетита. Такие подростки могут отвечать раздражением и гневом на укоры и замечания, хотя в глубине души впадают в еще большее уныние.

Поведение циклоидов отличается своеобразием: в период подъема подростки выглядят как гипертимы, бросаются в глаза несвойственные им желание вежде и всюду острить и шутить; в период спада легко раздражаются и ссорятся с другими по пустякам.

Прошлое для подростков циклоидного типа более привлекательно, чем будущее, поэтому они стремятся к стабильности, стереотипности, устоявшимся привычкам, вкусам, ритуалам.

При эмоциональном отвержении родители не проявляют искренней любви и ласки по отношению к подростку, не оказывают поддержку. Ребенок чувствует искусственность заботливого отношения к себе, некую двойственность, чем и можно объяснить проявление нестабильности поведения с окружающими.

3. Лабильный тип

Основная черта подростков лабильного типа – крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко от незаметных для окружающих поводов. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Маломотивированные смены настроения создают у окружающих впечатление легкомыслия, поверхностности. На самом деле лабильные подростки отличаются глубиной чувств, большой и искренней привязанностью. Они предпочитают дружить с теми, кто способен прореагировать на возникшие эмоции (как положительные, так и отрицательные).

Лабильные подростки любят компании, новую обстановку, находя в них новые впечатления. Чуткость к знакам внимания, похвалы, благодарности не сочетаются ни с заносчивостью, ни с самомнением.

Неблагоприятной ситуацией для данного типа является эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц, либо разлука с ними. Следовательно, необходимо наладить эмоциональный контакт с подростком, обеспечить духовную поддержку и оптимистический настрой.

4. Астеноневротический тип.

Повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности являются главными чертами астеноневротического типа акцентуации характера. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях и эмоциональных напряжениях. Раздражительность ведет к внезапным аффективным вспышкам, возникающих иногда по ничтожному поводу. Склонность к ипохондризации выражается в прислушивании подростка к своим телесным ощущениям, подверженности обследованиям и осмотрам.

Астеноневротические подростки тянутся к сверстникам, но быстро устают от их компании, предпочитая одиночество или общение с одним близким другом.

В будущее представители данного типа предпочитают не заглядывать, т.к. это повышает и без того высокую тревожность. Но и настоящее их тоже не удовлетворяет.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Анализ мотивации работников структурного подразделения на основе теста «удовлетворенность работой».
Для нашего исследования, мы использовали Тест «Удовлетворенность работой». Это стандартный тест, применяемый при изучении факторов влияющих на мотивацию и позволяющий выявить параметры удовлетворяющие или не удовлетворяющие сотрудников ор ...

Чувствительный тип личности
Эти дети робки и застенчивы. Однако у них установившиеся стойкие дружеские связи с теми, к кому они привыкли. Учатся они старательно, прилежно. Основным их свойством является повышенная чувствительность, сентиментальности, они чутко реаги ...

Межличностные отношения в семье глазами ребенка
Существенный вклад в развитие проблемы влияния поведения и отношений родителей на поведение ребенка внесла Л. Беньямин. Разработанная ею, и хорошо экспериментально обоснованная модель взаимоотношений в диаде «родитель – ребенок» позволяет ...