Теория Эриксона об адаптации и самоадаптации - психосоциальные стадии развития личности

Другое о психологии » Адаптация и самоадаптация в теории Эриксона » Теория Эриксона об адаптации и самоадаптации - психосоциальные стадии развития личности

Страница 1

Центральное положение теории Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию.

Кризис – это поворотный момент развития, из которого человек может выйти как более адекватным, сильным, так и ослабленным, не справившимся с решением конфликта. Успешное разрешение кризиса связано с установлением определенного компромисса между крайностями, между противоположными состояниями сознания, балланса в пользу позитивного компонента. Благоприятный результат – включение в ЭГО нового позитивного качества (например, инициативность или трудолюбие). Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина). Неразрешимая задача переносится на следующую стадию, где справится с нею тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большого напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и разной скоростью – в этом состоит эпигенетический принцип концепции Эриксона.

Общество одобрительно относится к расширению возможностей человека, пытается поддержать его в этой тенденции роста. Эриксон считает, что в каждой культуре присутствует «решающая координация» между развитием индивидуума и его социальным окружением - «зубчатое колесо жизненных циклов». Согласно закону согласованного развития, общество оказывает помощь развивающейся личности и поддерживает ее именно тогда когда она особенно в этом нуждается (ребенок испытывает потребность в опеке, а родитель стремится опекать и заботится). Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений симметричны, что ( 6, стр. 74 - 75) отражено в его концепции взаимозависимости. По Эриксону, необходимо изучать условия успешного разрешения каждого кризиса, ибо только в результате интеграции достижений формируется здоровая адаптированная личность: «Психологическая идентичность развивается из постепенной интеграции всех идентефикаций». Взаимодействие между биологическими потребностями индивида и требованиями общества задает направление и содержание развития.

Психосоциальные стадии развития личности.

1. Младенчество: базальное доверие/базальное недоверие.

Первая психосоциальная стадия – от рождения до конца первого года – соответствует оральной стадии по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям. Эриксон считает качество материнской заботы – способность матери так организовывать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний. Главный из ритуалов – взаимное узнавание, которое сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другим людьми. Надежда – ( оптимизм в отношении своего культурного пространства) – это первое положительное качество ЭГО, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие – недоверие».

2. Ранее детство: автономия/стыд и сомнение.

Этот период продолжается от 1 до 3 лет и соответствует анальной стадии по Фрейду. Постепенно расширяются возможности к самостоятельным действиям. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я то, что я могу». Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). Разумная дозволенность способствует автономии ребенка. Таким образом, при удачном разрешении конфликта ЭГО включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе – слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализаци, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.

3. Возраст игры: инициативность/вина.

В дошкольном периоде, который Эриксон назвал «возрастом игры» ,от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и ( 6, стр. 76 – 77) приобретение новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я – то, что я буду делать».

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Агрессия и намерение
В нашем определении термин агрессия предполагает действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. К сожалению, введение критерия намеренного причинения ущерба порождает немало серьезных трудностей. Во-первых, ...

Сенситивный тип
С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Отличаются послушанием, часто слывут "домашним ребенком". Школа пугает их скопищем сверстников, шум ...

Этиология
Этиопатогенез расстройства определяется действием ряда факторов: интенсивность стресса, социальная ситуация, в которой он действует, личностныеособенности жертвы и ее биологическая ранимость. Социальная поддержка играет большую роль в пре ...