Теория Эриксона об адаптации и самоадаптации - психосоциальные стадии развития личности

Другое о психологии » Адаптация и самоадаптация в теории Эриксона » Теория Эриксона об адаптации и самоадаптации - психосоциальные стадии развития личности

Страница 4

По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадиях развития Эго.

« Только у того, кто каким то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи – только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествующих стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго – интеграция – целостность.»

Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь ( включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: « Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». Но в то же время он отмечает.

« Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенным человеком на протяжении жизни в историческом периоде. Мудрость – это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти».

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь, на закате жизни, они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие – то новые пути, чтоб ощутить целостность своего Я.

Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущение постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случится». Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожадение о том, что жизнь нельзя прожить заново ,и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир. В книге «Жизненные вовлеченность в старость» (1986), написанной в соавторстве, Эриксон рассуждает о путях оказания помощи пожилым людям в достижении чувства Эго – интеграции. Книга основа на изучении истории многих людей в возрасте старше семидесяти лет. Эриксон прослеживал истории их жизни, анализировал, как они справлялись с жизненными проблемами на предыдущих стадиях. Он приходит к выводу о том, что пожилые люди должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверие снижения физических и психических способностей. Коротко говоря, Эриксон настаивает на том, что если пожилые люди заинтересованы в сохранении целостности своего Я, то они должны гораздо больше делать, чем просто размышлять о прошлом.

Страницы: 1 2 3 4 

Больше по теме:

Кризисы профессионального становления
Испытываемые субъектом сложности его профессионального становления обобщенно можно обозначить понятием "профессиональные деструкции". Серьезным испытанием для человека является сама необходимость многолетней трудовой деятельност ...

Жизнь Карла Густава Юнга
Карл Густав Юнг был психотерапевтом-практиком, он 60 лет лечил людей. По воспоминаниям детей Юнга, рабочий день его был таков: с 8 до 10 утра он знакомился с корреспонденцией, писал сам или диктовал письма; затем три часа до обеда и три п ...

Современные концепции, исследующие биопсихосоциальную природу человека.
Человек – существо биопсихосоциальное. На формирование личности оказывает влияние общество. Все, чем отличается человек от остального мира природы – разум, воля, характер, сознание, потребности, способности – формируются непосредственно в ...