Организация и проведение исследования агрессивного поведения

Другое о психологии » Агрессивное поведение младших школьников » Организация и проведение исследования агрессивного поведения

Страница 1

В исследовании участвовало 85 человек МОУ «Булдеевская ООШ» Цивильского района ЧР. Из них 30 лиц мужского пола и 55 человек женского пола. В ходе проведения исследования, были использованы следующие методики и тесты:

1. Методика диагностики агрессивности Басса – Дарки,

2.

Проективная методика Вагнера «Рука»

3.

Тест школьной тревожности Филлипса

4.

Шкала ситуативной (реактивной) тревожности Спилбергера и Ханина

5.

Шкала астенического состояния (ШАС) Малковой Л.Д., Чертовой Т.Г.

Выбор данных методик был не простым, так как среди такого многообразия имеющихся в настоящий момент исследовательских данных, мы имеем и большое количество методик. В нашем случае методики были подобраны для исследования агрессивности младших школьников, и в дополнение к ним, были применены несколько методик, выявляющих уровень или степень тревожности школьников. Этот момент характерен тем, что мы основывались на предположении того как высокий или повышенный уровень тревожности сопровождает и повышенный уровень агрессивности младших школьников.

Ведь не секрет, что процесс социализации для ребенка дается нелегкими путями, ему часто приходится сталкиваться с ситуациями повышенной тревожности из за своей незащищенности и отсутствия родителя поблизости. Повышенная тревожность также может сопровождаться и тем, что дети постоянно находятся не только под контролем со стороны взрослых наставников, но и тем, что он постоянно подвергается риску получить нежелательную оценку, или же во всеуслышание быть наказанным. Все эти и многие другие причины и способствовали тому, что при выборе методик для исследования мы опирались прежде всего на теоретическую и практическую ценность полученного материала.

Разберем полученные результаты на примере построения таблиц, графиков и диаграмм для большей наглядности и достоверности имеющегося материала. Мы использовали в своей работе комплексную диагностическую батарею, которая включает в себя не только беседу, наблюдение, опрос, но также и дополнительную информационную работу, посвященную консультативной части нашего исследования при проведении бесед как с классными руководителями, так и с родителями учеников. Также материалы нашего психологического исследования были использованы при изготовлении стенгазеты, с освещением основных пунктов содержания глав дипломной работы.

При выборе метода психологической диагностики мы руководствовались соображениями схожести методик между собой, и в то же время их разной направленности, для освящения большего ракурса нашего исследования, для того, чтобы оно было многомерным и неодносторонним, но в тоже время оно должно соответствовать требованиям, которые накладывает сам процесс получения информации. К ним относят валидность, надежность, достоверность полученных результатов исследования при выборе той или иной методики.

Опросник ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера и Д. Ханина.

Показателем успешной социализации является способность налаживать тесные взаимовыгодные отношения с другими людьми. Трудности в налаживании отношений с другими людьми проявляются у подростков в виде возникновения тревожности, чувства неполноценности, фрустрации и агрессии. Исходя из изложенных в первой главе положений, было решено, что из вышеперечисленных психических состояний показатели тревожности и агрессии проявляются в данном случае в наибольшей степени.

Выбор в пользу этой методики был сделан из-за разделения в ней показателей ситуативной и личностной тревожности. Помехи в процессе социализации подростка приводят к возникновению сначала ситуативной (единичные случаи неудачных попыток установить отношения с другими людьми), а затем и личностной тревожности (после ряда неудач отказ от подобных попыток, негативная оценка себя и окружающих). Следовательно, по значениям показателей ситуативной и личностной тревожности можно не только определить, является ли вызывающая тревожность ситуация действительно тревожной или же она воспринимается такой, но и на основе соотнесения значений шкал сделать предположение об успешности процесса социализации, его стадии и проблемах, с которыми индивид столкнулся на этой стадии.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Что такое образная память
Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовало по-своему мышление, реакц ...

Личность и закономерности ее развития
Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребенком социальных норм и соответствующих им способов поведения. Он требует от него огромных усилий, направленных на овладение собственной биологической сущностью, на преодол ...

Типология темпераментов
Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Поведение зависит не только от социальных условий, ...