Биография Анны Фрейд

Другое о психологии » Биография Анны Фрейд

Страница 7

Когда ей исполнилось 60 лет, А. Фрейд несколько ограничила свои служебные обязанности, прекратила семинары в Британском психоаналитическом объединении.

В 1965 г. к своему 70-летию А. Фрейд сама себе сделала подарок - итоговый труд своей жизни “Норма и патология в детстве”, в котором она обобщает результаты многолетних экспериментальных и теоретических исследований детского развития. В 1968 г. она сама перевела его на свой родной язык. На немецком языке книга вышла под названием “Верные и ложные пути детского развития”. А. Фрейд дополнила психоаналитическое учение концепцией целостности психической системы с “Я” в качестве ее центра. В учении о психических структурах личности она прослеживает становление “ОНО”, “Я” и “СВЕРХ-Я” ребенка, изучает соотношение их влияния на психику ребенка. Главной заслугой А. Фрейд в этой области является выделение так называемых генетических линий развития. Выявление достигнутого уровня развития по каждой линии, а также учет гармонии между всеми линиями развития позволяет проводить диагностику и давать рекомендации при решении практических вопросов.

В 1973 г. ее избирают почетным президентом Международного Психоаналитического объединения. Но сил уже не хватало. А. Фрейд долго страдала болезнью легких, болями в спине. В 1976 г. к этому прибавилась еще и анемия. Ей стали необходимы переливания крови, сначала с большими перерывами, но потом и каждое воскресенье, чтобы в понедельник иметь возможность работать. Ей уже было больше 80 лет, но она не прекращала активной работы. Девизом ее стали слова Ф. Ницше: “Что меня не сломает, делает меня сильнее”.

А. Фрейд пережила основные переломные моменты развития человечества в ХХ веке. В 60-е годы на ее глазах прошли студенческие волнения, “сексуальная революция”, движение хиппи. Будущее психоанализа угнетало ее - она не видела его в розовом свете.

1 марта 1982 г. с ней случился инсульт, вызвавший поражение ствола головного мозга. Ее парализовало, нарушилась речь и был поражен центр равновесия. С большим трудом артикулировала она свои мысли, произнося едва понятные звуки, чужие уже не могли ее понимать. Сама она считала свой паралич самым страшным, что с ней могло случится, и всю жизнь этого боялась. Но даже в больнице А. Фрейд продолжала работу над книгой о семейном праве.

А. Фрейд умерла 8 октября 1982 г. За 60 лет психоаналитической работы и учебной деятельности она написала 88 докладов и лекций, вошедших в 10-томное собрание ее сочинений, 91 других статей, 32 из которых вошли в “Собрание сочинений”.

А. Фрейд писала: “Когда в моей юности я, как это столь часто бывает с молоденькими девушками, была недовольна своей внешностью, я успокаивала себя привычными для меня тогда в Вене словами: “С определенного возраста каждая женщина приобретает такое лицо, какое она сама себе создает .” А. Фрейд не потеряла свое лицо в тени великого отца. Ее имя стало символом ученого, перевернувшего наши знания о детстве, и великого женского сердца, отданного детям.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Больше по теме:

Человек как субъект общения
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами. Но общени ...

Понятийный аппарат проблемы творчества
Проблема творчества в наше время стала настолько актуальной, что она по правилу считается проблемой столетия. Не следует считать, что формирование творческой личности в процессе обучения математике стала потребностью лишь современного общ ...

Психопрофилактические рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности
Психопрофилактика агрессивного поведения, как и особых других нарушений начинается с первых дней жизни ребенка, поэтому мы предлагаем профилактику через психологическое просвещение родителей в форме лекций о причинах возникновения, возрас ...