Абстрактное мышление и общественное сознание

Другое о психологии » Абстрактное мышление и общественное сознание

Страница 5

Российский автор книги «Философия политики» А. Дугин в интервью «Литературной газете» по поводу евразийства сообщил, что татаро-монгольского ига не было, что в послераскольный период России происходила ускоренная вестернизация российской элиты, что «логическим аккордом этой антирусской по сути русофобской элиты стала Октябрьская революция». В этом же номере газеты профессор Российского Православного университета В. Тростников в статье «Как опознать патриота» установил, что внутренним признаком патриотизма есть «мой культурно-исторический тип, моя русская православная цивилизация, которая и есть моя Россия».

Таким образом, евразийцы вместе с богословом прогнозируют возвращение на 300 лет назад в аутентичную православную цивилизацию, которая еще не была испорчена вестернизацией. Здесь мы встречаемся с третьей — прогностической функцией абстрактного мышления, которая состоит в экстраполяции каких-то общих положений в будущее (или прошлое). Как утверждал Лаплас, если некто имеет всю совокупность данных о состоянии Вселенной в любой момент времени, то он может вычислить все события будущего или восстановить события прошлого. Такое прогнозирование основывается на механическом представлении об обратимости природных процессов, которое незаметно переносилось и на социальные процессы. Механическое мировоззрение и соответствующая методология сформировались в XVII—XVIII веках под влиянием успехов европейской механики и продолжает сохраняться в массовом сознании до сегодняшнего дня. Хотя Гегель подвергал критике этот механический рационализм за абстрактность, за обособление общего от особенного, его критика не повлияла на общественное соз нание (даже научное) его времени. Даже во второй половине XIX века внутри самого естествознания формируется противовес механицизму в виде термодинамики, имеющей дело с необратимыми процессами. Но пройдет еще не менее 100 лет до момента появления соответствующей методологии — синергетики, создатели которой отмечают, что им «очень близка утверждаемая диалектическим материализмом необходимость преодоления противопоставления «человеческой», исторической, сферы материальному миру, принимаемому как атемпоральный», т.е. обратимый.

Диалектический материализм, который упоминают синергетики в качестве своего философского предшественника, разработали марксисты еще в XIX веке, но в условиях доиндустриальной России он приобрел механические черты. Русские марксисты (и Ленин в том числе) представляли общество как жестко проектированную систему, сельскохозяйственную деятельность уподобляли фабрике, а коммунизм (в одном из вариантов) представляли как сочетание Советской власти с прусской организацией железных дорог. Механическая терминология типа «торможение», «ускорение», «перестройка» сохранились до конца XX века. И когда затратная экономика, ориентированная на ручной труд индустриальных рабочих и «планирование от достигнутого» пришли в конфликт с техническим прогрессом, в массовом сознании стало легко поменять одни абстракции на другие. Вместо «планового общества», которое идеологи переименовали в «тоталитарное», ориентиром стало «рыночное общество» с эпитетом «свободное». Когда же оказалось, что обнищание одних и мгновенное обогащение других создало «спекулятивный капитализм», в котором правят «рентсикеры», а не «свободное демократическое общество», то новую актуальность приобрела еще одна абстракция — «евразийство».

Страницы: 1 2 3 4 5 

Больше по теме:

Джон Уотсон и его работа
Первым учёным, определённо считавшим себя бихевиористом, был Джон Уотсон, который в 1913 г. опубликовал своего рода манифест под названием «Психология глазами бихевиориста» («Psychology as the Behaviorist Views it»). Уже само название пр ...

Пути развития человека будущего
Говоря о развитии человека будущего в первую очередь необходимо обратить внимание на настоящее. Где и как мы живем? Какие процессы протекают в мире? Что из этого всего получится впоследствии? Есть разные мнения. Кто-то говорит, что в сло ...

Учение о этических и дианоэтических добродетелях
Отталкиваясь от своих психологических представлений, Аристотель разрабатывает учение о этических и дианоэтических добродетелях (арете) как приобретенных свойствах души. Растительная душа вне сферы этики и дианоэтики. Этика как таковая кас ...