Абстрактное мышление и общественное сознание

Другое о психологии » Абстрактное мышление и общественное сознание

Страница 4

Трагедия нашей страны состоит в том, что временный (на период завоевания власти) способ ориентации в действительности («отождествление по смыслу») был превращен в постоянный с помощью тезиса об «обострении классовой борьбы». А поскольку «смыслы» задавались сверху идеологами, люди лишились возможности в оценке друг друга перейти к «отождествлению по значению». Достаточно было «настоящего коммуниста» объявить «врагом народа», как все его реальные качества либо забывались, либо превращались в свою противоположность. Но сам-то он помнил, что он «настоящий коммунист» и должен быть беспощаден к «врагам народа». Вот так, по-видимому, и сохранялась в лагерях та «дьявольская логика», о которой пишут исследователи.

Предельная обостренность в реализации репрессивного или конфронтационного типа мышления в нашей стране вовсе не свидетельствует о нашей монополии на такой тип мышления. Сильные мира сего в нужный момент легко возбуждали этот тип мышления в любой стране. Упреки в адрес марксистов за склонность к насилию также несостоятельны, так как игнорируют элементарные требования материалистической диалектики корректировать теории в соответствии с действительностью и при этом, прежде всего, учитывать интересы людей, дабы избежать посрамления идей.

Но в составе марксизма-ленинизма оказалась и более древняя просветительская рекомендация внесения передовых идей в сознание масс. В сочетании с предыдущим требованием учета интересов эта рекомендация вполне рациональна и обеспечивает взаимопереходы «смыслов» и «значений», «единого» во «всеобщее» через «особенное». Вне такого сочетания действительность становиться жертвой на вязанных схем. И эта схематичность обозналась в послесталинские времена. Несмотря на рост жизненного уровня в обществе нарастало критическое отношение к существующему строю. Миллионы людей со средним специальным и высшим образованием недоумевали по поводу того, почему их зарплата в два-три раза ниже, чем у рабочих-станочников. Да и в состав правящей партии инженер мог попасть лишь после выполнения квоты на рабочих.

Здесь и вступила в силу вторая функция (после категоризующей) мышления — аналитическая, Сравнивая статус научно-технической и творческое интеллигенции со статусом рабочих в своей стране в со статусом коллег в развитых буржуазных странах, советская интеллигенция перестала ценить существующий строй. Аналитика разрушила ценностные ориентации. Аналитика снова же была абстрактная, механическая. Сравнивались не структура общества, а размеры заработной платы, не источники развития, а существующее положение дел, не собственное участие в реорганизации бытия, а привилегии власти. Так и возродился Тит Бородин, который согласился быть табуретом в новом светлом доме. Произошло простое переворачивание ценностей, их инверсия, а не диалектическое отрицание. Но над возрожденным Титом Бородиным появился «инвестор», который получил у западных исследователей имя «искатель ренты», или рентсикер. Он соответствует рентсикерскому государству, или «спекулятивному государству». В таком государстве доминирующим интересом есть «не экономическое благосостояние всей нации, а перераспределение всех наличных ресурсов через государственный бюджет и регулирование получения тех или иных привилегий».

Причину такого хода событий, который привел к «спекулятивному государству» вместо нормального демократического государства, о котором «мечтают . настоящие реформаторы, работая на благо общества» [1, 27], некоторые западные исследователи усматривают в особенном историческом пути России и роли православия. Этот особенный путь состоит в том, что Россия стояла вне Ренессанса, Реформации, эпохи Просвещения. Русский язык даже не содержит терминов для описания функций демократии и рыночной экономики. А простое заимствование слов из английского словаря рыночной экономики не помогает широкому осознанию этих процессов. В Японии такое было бы невозможным. А на территории бывшей царской России это обычное явление. Ведь «отсутствие чистилища в православной традиции означает, что в ней нет места для компромиссов» [1, 152].

Аналогичную позицию об особом пути развития, но уже с противоположной, положительной, оценкой отстаивают и отечественные (украинские и российские) авторы. Позицию эту кратко называют евразийством. А более развернуто представляет эту позицию председатель Всеукраинского объединения «Наследники Богдана Хмельницкого» Л. Грач как идеологию государственного патриотизма в качестве альтернативы этническому национализму и преодолевающую недостатки идеологии Советского Союза. В свою очередь, недостатки советской идеологии усматриваются в постепенной утере ориентации на государственный патриотизм и в отрыве государства от личности. Наиболее ярким примером ошибочной ориентации Л. Грач считает строки песни, которые звучали так: «Мой адрес — не дом и не улица, мой адрес — Советский Союз». Поскольку сущность патриотизма связана с переживаниями детства, то «нельзя стать патриотом государства, если ты не научился любить свою улицу, свой город, свой край. Так что припев известной песни должен был звучать так: «Мой адрес и дом, и улица, и Советский Союз». Тогда бы, наверное, как следует из предыдущего рассуждения, и не распался бы Советский Союз. Поскольку это произошло, то следует вернуться к государственным принципам Богдана Хмельницкого, сделавшего евразийский выбор. А евразийский внешнеполитический курс почему-то «неотделим от ответственной социально-экономической политики».

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по теме:

Формирование личности, субъекта общения, познания и деятельности
В дошкольном периоде появляется личностная форма поведения, связанная не только с выделением собственного «я», но и спринципиально новым типом отношений ребенка к окружающему миру. Преобладание тематики, связанной с изображением человека ...

Функции восприятия
1. Реализма. Статическое восприятие реальности. То есть, вся окружающая реальная действительность воспринимается индивидом в виде ощущений его органами чувств: осязание, вкус, зрение, слух и обоняние. Окружающая его действительность воспр ...

Описание методик
Психологическая диагностика типа акцентуации характера осуществлялась с помощью Патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) для подростков, автором которого является А.Е.Личко. ПДО включает в себя 25 таблиц-наборов, содержа ...