Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже

Страница 1

Что же можно считать главным результатом научной деятельности Пиаже? Он создал Женевскую школу генетической психологии, котораяизучает умственное развитие ребенка. Термин "генетический", используемый в выражении "генетическая психология", был введен впсихологию во второй половине XIX века, то есть до того, как биологи начали использовать его в более узком смысле слова. Термин "генетическаяпсихология" относится к индивидуальному развитию, к онтогенезу. Как отмечает Пиаже, выражение "генетическая психология" нельзяиспользовать в качестве синонима для детской психологии, психологии развития ребенка, так как генетической называют и общую психологию, если онарассматривает психические функции в процессе формирования.

Что изучает генетическая психология, созданная Пиаже? Объект этой науки -- изучение происхождения интеллекта. Она исследует,как формируются у ребенка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Она изучает представления ребенка о явлениях природы: почемусолнце, луна не падают, почему облака движутся, почему реки текут, почему ветер дует, откуда берется тень и т.д. Пиаже интересуют особенности детской логики и,главное, механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения.

Для выявления этих механизмов, скрытых, но все определяющих, Пиаже разработал новый метод психологического исследования --метод клинической беседы, когда изучаются не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению. Этот метод чрезвычайнотрудный. Он дает необходимые результаты только в руках опытного психолога. По выражению Э. Клапареда, метод Пиаже -- это умственная аускультация и перкуссия,это искусство -- искусство спрашивать.

Пиаже критически проанализировал методы, которыми пользовались до него, и показал их несостоятельность для выяснения механизмовумственной деятельности. И теперь, когда метод тестов все больше привлекает к себе внимание психологов, стоит вспомнить позицию Пиаже по этому вопросу.Полвека назад он доказал, что тесты могут служить лишь целям отбора, но не дают представления о внутренней сущности явления.

Какие задачи решает созданная Пиаже генетическая психология7 Эта наука изучает, как происходит переход от одних форммыслительной деятельности к другим, от простой структуры умственной деятельности к более сложной и каковы причины этих структурных преобразований.Она изучает сходство и различие между психической жизнью ребенка и взрослого человека.

Созданная Пиаже генетическая психология, как признают зарубежные исследователи, развивается по трем направлениям:определяются проблемы, которые составляют ее предмет; разрабатывается техника исследования; происходит накопление, организация и интерпретация фактов.

Генетическая психология Пиаже занимает особое место в системе наук между биологией и философией. Стремлением связать биологиюи проблемы познания объясняется двойная ориентация Пиаже как психолога. Поэтому, как отмечает ученица и ближайший его сотрудник Б. Инельдер, чтобыпонять теорию Пиаже, надо знать биологические предпосылки, из которых она исходит, и эпистемологические выводы, к которым она ведет.

Пиаже создал генетическую психологию для того, чтобы на ее основе можно было построить генетическую эпистемологию. Поопределению Пиаже, генетическая эпистемология пытается объяснить познание, и, в особенности, научное познание, на основе его истории, социогенеза ипсихологических истоков тех понятий и операций, на которые научное познание опирается. Пиаже был глубоко убежден в том, что для изучения природы познаниянеобходимо использовать психологические данные. Чтобы решить фундаментальные эпистемологические проблемы (главная из них -- с помощью каких средствчеловеческий ум переходит от состояния недостаточного знания к более высокому уровню познания), мы не можем реконструировать генезис человеческого мышления удоисторического человека. Мы ничего не знаем о психологии неандертальского человека или о психологии кроманьонца. Но мы можем обратиться к онтогенезу, ибоименно на детях лучше всего изучать развитие логического, математического и физического познания.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Побудительные и притягательные детерминанты поведения
В психологии в качестве источников, побудителей поведения человека используются понятия "нужда", "потребность", "желание", "мотив". Исходным для объяснения источников активности поведения человек ...

Понятие агрессии. Типология агрессии
Агрессия (лат. – agressio – приступ, нападение) – мотивированное деструктивное поведение индивида, противоречащее принятым правилам и нормам существования людей в социуме, причиняющее моральный, физический, материальный или психологически ...

Семья как фактор формирования характера
Большое влияние на образование характера ребенка оказывает атмосфера жизни в семье. Семейные условия, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей в значительной мере предопределяет жизненный путь ребенка. Родители в ...