Аддиктивное поведение молодежи и его профилактика

Другое о психологии » Аддиктивное поведение молодежи и его профилактика

Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. В последние десятилетия особенно остро встала проблема, аддиктивного поведения молодежи, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ и не доходящего до стадии психической и физической зависимости от них.

Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также своевременных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения - родителей, педагогов - не позволяет им оказывать результативное воспитательное действие, психологическую и социальную поддержку.

Стремительный рост количества детей и подростков с аддиктивным поведением и высокая социальная значимость проблемы характеризует изучение данного вопроса как одного из центральных в современной психолого-педагогической литературе.

Моя тема особенно актуальна, так как молодежь – это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества. Рассмотрев все выше изложенные факты, можно с уверенностью говорить о том, что проблема аддиктивного поведения является актуальной для сегодняшнего дня, ведь мы все заинтересованы в благополучном развитии всего человечества.

К исследованию проблемы предупреждения и преодоления употребления психоактивных веществ сегодня подключились специалисты целого ряда паук и социальных практик. Разработаны определенные теоретические предпосылки для построения социальных и педагогических проектов профилактики аддиктивного поведения, в том числе и в молодежной среде.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования данные, могут стать основой для дальнейшего изучения аддиктивного поведения, могут оказаться полезными результаты первичной профилактики, разработку программы которой мы предпримем в нашем исследовании.

Целью нашего исследования является: выявить склонность к аддиктивному поведению у молодежи, составить программу по профилактике употребления психоактивных веществ.

Объектом исследования является аддиктивное поведение молодежи.

Предметом нашего исследования является особенности аддиктивного поведения у молодежи в образовательной среде.

Гипотеза 1: Для учащейся молодежи свойственна склонность к аддиктивному поведению, характеризующаяся равной предрасположенностью как в отношении алкогольной, так и наркотической зависимостей.

Гипотеза 2: профилактика аддиктивного поведения у подростков будет наиболее успешной, если:

- включает раскрытие информационного блока по проблеме через такие методы как беседы, дискуссии, метод мозгового штурма, ролевые игры.

- направлена на формирование и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ;

- направлена на развитие мотивационной сферы учащихся в отношении ЗОЖ.

В соответствии с целью, объектом и предметом мы поставили следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения молодежи и его профилактике.

2. Провести опытно-эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению.

3. Составить программу профилактики аддиктивного поведения у молодежи в образовательной среде.

Методы исследования. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: анализ педагогической, психологической и социологической литературы по изучаемой проблеме; методы опроса (беседа, анкетирование), тест "Склонность к зависимому поведению" (В.Д. Менделевич), тест "Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков" (А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай), а также методы количественной и качественной обработки эмпирических данных.

Источниками для проведения исследования стали научные и учебно-методические публикации, монографии по вопросам борьбы с аддиктивным поведением, касающиеся профилактики данного поведения, а также программы первичной профилактики аддиктивного поведения.

Экспериментальная база: МОУ СОШ № 4 г. Калининграда, ул. К. Маркса д.5,6.

Выборкой стали учащиеся 9 "А" класса в возрасте 15-16 лет.

Структура работы: введение, теоретическая и эмпирическая части, заключение, приложение.

Больше по теме:

Выводы
Содержательная детерминация процедуры принятия реше ния реализуется по-разному на различных уровнях принятия ре шения, На перцептивно-опознавательном уровне особенност] информационного поиска и уровень сформированности перцеп тивного обра ...

Определение семьи и брака. Виды семьи
Семья - это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств. Семья представляет собой сложное социа ...

Эволюция идей Ч.Ломброзо
Взгляды Ломброзо, изложенные в первом издании "Преступного человека", отличались определенной односторонностью, что вполне понятно, если учесть его необычайную увлеченность антропологическими идеями, граничащую с экстатическим с ...