Заключение

Страница 1

Профилактика — это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.

Объектом работы учителей, воспитателей, социальных работников и пропагандистов здорового образа жизни являются первичная и частично вторичная профилактика; при хорошо продуманной методике их проведения предотвращение ранней наркотизации детей и подростков вполне реально.

Первичная профилактика — это комплекс превентивных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием психологически активных веществ. Вторичная профилактика ориентирована на группу риска. Ее цель - максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ, предотвратить формирование хронического заболевания.

Профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде имеет большую значимость - школа представляет собой уникальную и весьма важную "площадку" для принятия мер по профилактике. Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.

Именно учебные заведения располагают возможностью привить детям навыки здорового образа жизни, оказать влияние на уровень притязаний и самооценку учащегося.

В нашем исследовании мы выдвинули следующую гипотезу: для учащейся молодежи свойственна склонность к аддиктивному поведению, характеризующаяся равной предрасположенностью как в отношении алкогольной, так и наркотической зависимостей.

Для проверки данной гипотезы мы провели опытно-эмпирическое исследование на базе МОУ СОШ № 4 г. Калининграда, ул. К. Маркса 5-6.

Выборка исследования - ученики 9 "а" класса в количестве 21 человек (13 юношей и 8 девушек) и в возрасте 15-16 лет.

Подводя итог, можем еще раз отметить, что практически половина респондентов (10) имеет склонность к зависимому поведению, что требует соответствующей профилактики аддиктивного поведения. У другой половины респондентов не выявлено, либо выявлена малая вероятность начала употребления ПАВ, но все же следует уделить внимание первичной профилактике, отдавая предпочтение информированию данной группы и предоставляя объективную информацию о ПАВ.

Мы выявили склонность к аддиктивному поведению учащейся молодежи, вероятность начала аддиктивного поведения, связанного с большим риском в отношении алкогольной и наркотической зависимостей. Задачи нашего исследования решены, гипотеза подтверждена.

Исходя из результатов исследования, была составлена программа по профилактике употребления психоактивных веществ учащейся молодежью, на основе которой мы будем искать подтверждение следующей нашей гипотезы: профилактика аддиктивного поведения у подростков будет наиболее успешной, если:

- включает раскрытие информационного блока по проблеме через такие методы как беседы, дискуссии, метод мозгового штурма, ролевые игры;

- имеет направленность на формирование и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ;

- направлена на развитие мотивационной сферы учащихся в отношении ЗОЖ.

Цель данной программы профилактики аддиктивного поведения молодежи в образовательной среде: повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с ПАВ; выработать и развить навыки, предотвращающие употребление психоактивных веществ; развитие мотивации на ЗОЖ без ПАВ.

Упражнения, которые вошли в программу профилактики, направлены на формирование и осознание ресурсов личности (представление о себе, самоуважение, самоэффективность, когнитивные процессы - понимание и осмысление; ответственность за собственную жизнь; умение понимать окружающих и сопереживать им, восприятие и оказание социальной поддержки).

Также упражнения направлены на создание здорового жизненного стиля, позволяющего личности эффективно преодолевать жизненные трудности, справляться со стрессом без злоупотребления алкоголем и наркотиками.

Ожидаемые результаты:

1) Повышение информативности и компетентности учащейся молодежи по проблемам злоупотребления психоактивными веществами;

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Волевая регуляция личности
Начало трудовой жизни является важной вехой развития личности в зрелом возрасте. Включение в профессионально-трудовую деятельность ведёт к коренной перестройке отношений человека с обществом и окружающими его людьми. В ходе этих изменений ...

Анализ подходов к научению Толмена и Уотсона
Дж. Уотсон (1878 - 1958) критиковал психологию за субъективизм и практическую бесполезность, и предложил свою программу исследований. Философской основой бихевиоризма стали позитивизм и прагматизм, психологической - работы Павлова, Бехте ...

Алкоголизм как вид девиантного поведения
С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был осво ...