Предмет юридической психологии, ее задачи и прикладное значение.

Другое о психологии » Введение в учебную дисциплину "Юридическая психология" » Предмет юридической психологии, ее задачи и прикладное значение.

Страница 2

- психологические основы организации, планирования и производства следственных действий.

Задачами

юридической психологии являются изучение:

- психологии преступности как социального явления, психологических особенностей отдельных видов преступлений

- психологических особенностей личностей преступников и их отдельных категорий

- психологических факторов, действующих при расследовании преступлений и судебном разбирательстве

- психологии формирования показаний

- психологических основ перевоспитания и исправления лиц, совершивших преступление

- психологических основ обучения и воспитания юристов, обеспечения их профессионального мастерства, формирования личных качеств, устранения отрицательных явлений в их деятельности.

В соответствии с задачами, стоящими перед юридической психологией, в ней последовательно выделились: судебная психология, криминальная, исправительно-трудовая или пенитенциарная, психология судопроизводства и др.

Криминологическая /криминальная/ психология изучает особенности личности преступника и преступного поведения, вскрывает психологические причины отклоняющегося поведения и разрабатывает рекомендации по предупреждению правонарушений. Судебно-следственная психология анализирует психологические особенности деятельности судебно-следственных работников и органов дознания по сбору документов в уголовном или гражданском процессе и формулирует предложения по психологически эффективной тактике проведения различных процессуальных действий /осмотра места происшествия, допроса, опознания, очной ставки и др./. Отдельное направление этого раздела юридической психологии составляет диагностика ложных показаний и борьба с лжесвидетельством.

Оперативно-розыскная /оперативная/ психология исследует психологические закономерности раскрытия преступлений, поиска виновных и их оперативного задержания. Это направление юридической психологии ориентировано на психологическое обеспечение работы оперативного состава МВД, ФСБ, налоговой полиции и других спецслужб России. В качестве отдельных разделов юридической психологии можно выделить: психологию охраны общественного порядка и безопасности; психологию охранной деятельности. К указанным структурным элементам юридической психологии примыкает психология частной детективной и охранной деятельности.

Пенитенциарная психология изучает психологические особенности отбывания наказания осужденными и организацию работы администрации тюрем, следственных изоляторов и исправительных колоний. Психология управления персоналом правоохранительных органов раскрывает психологические аспекты подбора и расстановки кадров, принятия управленческих решений по кадрам, совершенствования стиля и методов руководства персоналом, формирования личного мастерства работников и организации их повседневной деятельности, психологические методы обеспечению личной профессиональной безопасности сотрудников органов правопорядка. В этом разделе юридической психологии рассматриваются особенности деятельности руководителей правоохранительных органов и даются рекомендации по совершенствованию управления персоналом.

Страницы: 1 2 

Больше по теме:

Характерологический опросник Леонгарда
Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, Т.е. оп­ределенного направления характера. Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий - патологических расстройств ...

Младший школьный возраст
Младший школьный возраст (с 6 – 7) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступление в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6 – 7 лет. Школа берет на себя ответственность, через фор ...

Проблема агрессивного поведения ребенка на ранних этапах онтогенеза в возрастной и педагогической психологии
Существенное значение уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агре ...