В отличие от процессных теорий мотивации, содержательные теории направлены не на объяснение выбора поведения, на изучение того, что побуждает действовать человека и что стимулирует его действовать.
1. Теория потребностей Маслоу
.
А.Маслоу выдвинул теорию, согласно которой человек работает для того, чтобы удовлетворить свои внутренние потребности. Мы более подробно говорили об этой теории в предыдущих главах, но еще раз отметим несколько важных её положений.
Потребность - ощущение дефицита сопровождаемая стремлением ликвидировать его. Она является основой активности человека. Человеческие потребности различны по своему характеру и имеют особую иерархию или порядок актуализации (превращения в потребность, направляющую в данный момент трудовое поведение человека). После того, как потребность удовлетворяется, она теряет свою актуальность.
По мнению Маслоу, человеческие потребности могут быть сгруппированы в пять качественно различных категорий:
1.первичные потребности:
n физиологические
n стремление к безопасности и защите от риска
2.вторичные потребности:
n социальные (стремление к контактам)
n признания (стремление к престижу и уважению)
n развития (стремление к самовыражению)
Согласно теории иерархии потребностей, если человек не удовлетворил свои базисные потребности (физиологические и потребности в безопасности и стабильности), организация сможет положительно воздействовать на его мотивацию, предоставляя достаточный уровень заработной платы, определенные льготы и гарантии занятости.
По мере удовлетворения более низких потребностей приоритетными становятся высшие потребности. Для работников с потребностями более высокого уровня эти элементы не будут оказывать стимулирующего воздействия. Чтобы мотивировать таких работников, организация должна предоставлять им возможности для самореализации; приобретения социального статуса и т.д. более подробно мы рассмотрели методы удовлетворения высших потребностей, поместив их в соответствующую таблицу:
МЕТОДЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | ||
I. |
Что необходимо для удовлетворения социальных потребностей | |
1 |
давать сотрудникам работу, позволяющую им общаться | |
2 |
создание на рабочих местах духа единой команды | |
3 |
проведение с подчиненными периодических совещаний | |
4 |
поддержка неформальных организаций в коллективе | |
5 |
создание условий для социальной активности вне организации | |
II. |
Что необходимо для удовлетворения потребностей в уважении | |
1 |
обеспечение работника более содержательной работой | |
2 |
обеспечение положительной обратной связи с достигнутыми результатами | |
3 |
привлечение подчиненных к управлению | |
4 |
диллигирование полномочий | |
5 |
продвижение подчиненных по службе | |
6 |
обучение и повышение квалификации | |
III. |
Что необходимо для удовлетворения потребностей в самовыражении | |
1 |
обеспечение подчиненных возможностями для обучения и развития | |
2 |
обеспечение подчиненных сложной важной работой | |
3 |
поощрение и развитие творческих способностей работников |
Больше по теме:
Алкоголизм " как семейная болезнь "
Алкоголизм поражает всю семью. Согласно оценкам, каждый алкоголик оказывает сильное воздействие на жизнь по крайней мере четырех человек. Это значит, что раздраженные , измученные беспокойством и чувством вины детей и взрослых растрачива ...
Характеристика адаптации
В теории и практике управления персоналом, менеджмента в разделе, посвященном адаптации персонала, она рассматривается как самостоятельный элемент. Естественно, что во многом данная точка зрения оправдана при сегментации процессов, происх ...
Эффект возвращения к прочитанному тексту.
Существует два вида чтения: интенсивное чтение литературного произведения, когда книга много раз берется с полки и перечитывается, и экстенсивное чтение, которое означает не качественное, а количественное (в противоположность интенсивному ...