Содержательные теории мотивации

Страница 1

В отличие от процессных теорий мотивации, содержательные теории направлены не на объяснение выбора поведения, на изучение того, что побуждает действовать человека и что стимулирует его действовать.

1. Теория потребностей Маслоу

.

А.Маслоу выдвинул теорию, согласно которой человек работает для того, чтобы удовлетворить свои внутренние потребности. Мы более подробно говорили об этой теории в предыдущих главах, но еще раз отметим несколько важных её положений.

Потребность - ощущение дефицита сопровождаемая стремлением ликвидировать его. Она является основой активности человека. Человеческие потребности различны по своему характеру и имеют особую иерархию или порядок актуализации (превращения в потребность, направляющую в данный момент трудовое поведение человека). После того, как потребность удовлетворяется, она теряет свою актуальность.

По мнению Маслоу, человеческие потребности могут быть сгруппированы в пять качественно различных категорий:

1.первичные потребности:

n физиологические

n стремление к безопасности и защите от риска

2.вторичные потребности:

n социальные (стремление к контактам)

n признания (стремление к престижу и уважению)

n развития (стремление к самовыражению)

Согласно теории иерархии потребностей, если человек не удовлетворил свои базисные потребности (физиологические и потребности в безопасности и стабильности), организация сможет положительно воздействовать на его мотивацию, предоставляя достаточный уровень заработной платы, определенные льготы и гарантии занятости.

По мере удовлетворения более низких потребностей приоритетными становятся высшие потребности. Для работников с потребностями более высокого уровня эти элементы не будут оказывать стимулирующего воздействия. Чтобы мотивировать таких работников, организация должна предоставлять им возможности для самореализации; приобретения социального статуса и т.д. более подробно мы рассмотрели методы удовлетворения высших потребностей, поместив их в соответствующую таблицу:

МЕТОДЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

I.

Что необходимо для удовлетворения социальных потребностей

1

давать сотрудникам работу, позволяющую им общаться

2

создание на рабочих местах духа единой команды

3

проведение с подчиненными периодических совещаний

4

поддержка неформальных организаций в коллективе

5

создание условий для социальной активности вне организации

II.

Что необходимо для удовлетворения потребностей в уважении

1

обеспечение работника более содержательной работой

2

обеспечение положительной обратной связи с достигнутыми результатами

3

привлечение подчиненных к управлению

4

диллигирование полномочий

5

продвижение подчиненных по службе

6

обучение и повышение квалификации

III.

Что необходимо для удовлетворения потребностей в самовыражении

1

обеспечение подчиненных возможностями для обучения и развития

2

обеспечение подчиненных сложной важной работой

3

поощрение и развитие творческих способностей работников

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Феноменология внутреннего мира человека
Внутренний мир называют также субъективным, подчеркивая тем самым его принадлежность конкретному субъекту, так как воспринимает, мыслит, переживает всегда определенный человек. Существует еще одно обозначение внутреннего, субъективного ...

Нарушения поведения
Проблема отклонения в поведении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и ч ...

Процессные теории мотивации
Как уже отмечалось, процессные теории мотивации направлены на объяснение выбора поведения, способного привести к желательным результатам. 1) Теория ожидания утверждает, что человек прикладывает усилия для осуществления тех действий, кот ...