Содержательные теории мотивации

Страница 1

В отличие от процессных теорий мотивации, содержательные теории направлены не на объяснение выбора поведения, на изучение того, что побуждает действовать человека и что стимулирует его действовать.

1. Теория потребностей Маслоу

.

А.Маслоу выдвинул теорию, согласно которой человек работает для того, чтобы удовлетворить свои внутренние потребности. Мы более подробно говорили об этой теории в предыдущих главах, но еще раз отметим несколько важных её положений.

Потребность - ощущение дефицита сопровождаемая стремлением ликвидировать его. Она является основой активности человека. Человеческие потребности различны по своему характеру и имеют особую иерархию или порядок актуализации (превращения в потребность, направляющую в данный момент трудовое поведение человека). После того, как потребность удовлетворяется, она теряет свою актуальность.

По мнению Маслоу, человеческие потребности могут быть сгруппированы в пять качественно различных категорий:

1.первичные потребности:

n физиологические

n стремление к безопасности и защите от риска

2.вторичные потребности:

n социальные (стремление к контактам)

n признания (стремление к престижу и уважению)

n развития (стремление к самовыражению)

Согласно теории иерархии потребностей, если человек не удовлетворил свои базисные потребности (физиологические и потребности в безопасности и стабильности), организация сможет положительно воздействовать на его мотивацию, предоставляя достаточный уровень заработной платы, определенные льготы и гарантии занятости.

По мере удовлетворения более низких потребностей приоритетными становятся высшие потребности. Для работников с потребностями более высокого уровня эти элементы не будут оказывать стимулирующего воздействия. Чтобы мотивировать таких работников, организация должна предоставлять им возможности для самореализации; приобретения социального статуса и т.д. более подробно мы рассмотрели методы удовлетворения высших потребностей, поместив их в соответствующую таблицу:

МЕТОДЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

I.

Что необходимо для удовлетворения социальных потребностей

1

давать сотрудникам работу, позволяющую им общаться

2

создание на рабочих местах духа единой команды

3

проведение с подчиненными периодических совещаний

4

поддержка неформальных организаций в коллективе

5

создание условий для социальной активности вне организации

II.

Что необходимо для удовлетворения потребностей в уважении

1

обеспечение работника более содержательной работой

2

обеспечение положительной обратной связи с достигнутыми результатами

3

привлечение подчиненных к управлению

4

диллигирование полномочий

5

продвижение подчиненных по службе

6

обучение и повышение квалификации

III.

Что необходимо для удовлетворения потребностей в самовыражении

1

обеспечение подчиненных возможностями для обучения и развития

2

обеспечение подчиненных сложной важной работой

3

поощрение и развитие творческих способностей работников

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Психологические новообразования познавательной сферы младшего школьника
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необход ...

Биологические факторы в развитии личности ребенка
Биологическими и социальными факторами развития называют те постоянно действующие обстоятельства, которые имеют существенное и даже определяющее значение в развитии изучаемого явления. Понимание природы каждого фактора и его роли в психич ...

Обучение составлению эвристических алгоритмов, как способ развития творческих способностей младших школьников
В настоящее время нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества и выявили психологические составляющие, необходимые для творческой дея ...