Методика на основе 16 факторного опросника Кеттела, опросника Айзенка и методики Смекала и Кучера

Другое о психологии » Анализ существующих подходов оценки психологической устойчивости личности при работе с конфиденциальной информацией » Методика на основе 16 факторного опросника Кеттела, опросника Айзенка и методики Смекала и Кучера

Страница 1

Опросник Кеттела

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно да­ется соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе от­ветов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из ко­торых предлагается три варианта ответов (а, Ь, с). Испытуемый выбирает и фик­сирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придержи­ваться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришед­ший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходя­щих в конечном итоге к тем или иным факторам.

Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера во­просов и количество баллов, которые получают ответ а, Ь, с в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или О баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 3. Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая - либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику.

Чтобы результаты были надежными, следует подтвердить их с помощью дру­гих методик или с помощью другой формы этого же теста.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологи­ческое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем ка­ждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внут­ренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

1.Интеллектуальный блок:

факторы: В - общий уровень интеллекта; М ­уро­вень развития воображения; Q 1 - восприимчивость к новому радикализму.

2.Эмоционально-волевой блок:

факторы: С - эмоциональная устойчивость; О ­степень тревожности; Q 3 - наличие внутренних напряжений; Q 4 - уровень развития самоконтроля; G - степень социальной нормированности и организованности.

3.Коммуникативный блок: факторы: А - открытость, замкнутость; Н­сме­лость; L - отношение к людям; Е - степень доминирования ­подчиненности; Q 2 - зависимость от группы; N - динамичность.

До некоторой степени эти факторы соответствуют факторам экстраверсии ­интраверсии и нейротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личности: на задачу, на себя, на других. В связи с этим, данную методику можно применять в сочетании с исследованием темпераментных особенностей личности по Айзенку (57 вопросов) и методикой Смекала и Кучера, адаптированной Пейсаховым, на выявление общей направлен­ности личности.

Вопросы опросника Кеттела

Инструкция ucпытуемому: Перед вами вопросы, которые помогут выяс­нить особенности вашего характера, Вашей личности. Не существует "верных" и "неверных" ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Вы должны хотеть отвечать точно и правдиво. В начале Вы должны от­ветить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть не нуж­даетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответст­вующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос. Пример:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме:

Функциональные уровни.
Итак, первоматерия по определению не связана с душевной жизнью. Не свойственна последняя и мертвому оформленному веществу, состоящему из стихий. Первые проблески психического Аристотель примечает у растений, поскольку им присущи функции п ...

Позиция психолога по организации адаптации умственно-отсталых учащихся в школах-интернатах
В последние годы неотъемлемой частью коррекционно-воспитательной работы в социальных школах стало психологическое сопровождение процесса обучения детей. Роль психолога в данных школах определяется необходимостью психолого-педагогической д ...

Критерии и показатели формирования творческих элементов у младших школьников
Чтобы диагностировать и систематически формировать творческую личность в процессе обучения математике, необходимо знать ее особенности, творческие черты ее характера. Ученые – исследователи выделяют такие основные особенности творческой л ...