– самостоятельность мышления.
Таким образом, можно составить примерное описание человека, находящегося в состоянии фрустрированности: бесцельное времяпрепровождение, шаткость и неустойчивость целей, связанная с этим неуверенность в своих действиях, растерянность; побуждения к конкретным действиям несильны и непродолжительны, человек быстро остывает, часто переключается на новые виды деятельности; эмоционально неустойчив (эмоции быстро сменяют друг друга, либо наоборот затягиваются); восприятие неактивно, человек сильно подвержен иллюзиям (во всех смыслах), отвлекаем, сильно впечатлителен; продуктивность мышления зависит от многих факторов, как от других психических процессов (излишние эмоции сильно мешают логике, например), так и от факторов окружающей среды (погоды, температуры воздуха и пр.).
Описание человека в состоянии настроенности: целенаправленность всех действий и поступков, человек всегда в состоянии объяснить зачем он сделал то или иное действие, как оно состыковывается с иными его действиями, намерениями; побуждения достаточно сильны и продолжительны, в рамках разумного стремится завершить начатое или только задуманное дело; эмоционально устойчив, эмоции являются, как правило следствием ситуации, а не ее причиной, мало задумываются над своими эмоциями, их природой (особенно без стимулирующей на это ситуацией извне); восприятие активно, Т.е. оно обрабатывает информацию в первую очередь, исходя из прагматической ценности ее; холодный рассудок, логичность.
Спонтанность-полезависимость
Близкими по смыслу спонтанности и полезависимости являются термины "активность" и "пассивность". Спонтанность означает порождаемость конкретных действий изнутри, Т.е. эндогенность их. Полезависимость означает порождаемость действий (как и иных составляющих психической жизни) извне, Т.е. экзогенность их. Тремя наиболее важными составляющими этого параметра являются:
– энергетический уровень;
– баланс симпатической и парасимпатической составляющей вегетативной нервной системы;
– уровень концентрации внимания, и вообще - владения психическими процессами;
– зависимость-независимость от ситуации;
– конформность-неконформность;
Портрет полезависимого человека: низкий энергетический уровень (сам по себе или неадекватно ситуации); преобладание парасимпатической составляющей; человек"раб ситуаций" (к примеру он проходит мимо вешалки, на которой висит чужая шляпа и одевает ее, и не потому, что своровал - а так как "ситуация обязывает"); неадекватная управляемость, зависимость от других людей (проявляется как в покорности, так и в стремлении подражать, приспособиться . ).
Портрет спонтанного человека: высокая энергетика; преобладание симпатики; человек ведет себя как лидер, стремящийся повести за собой. Крайним вариантом состояния спонтанности является состояние аффекта (в классическом понимании): чрезвычайно высокий энергетический тонус, сужение внимания, персеверации и т. д.
Ригидность-транс
Параметр ригидность-транс в первую очередь отражает уровень личностной динамики, роста, развития, прогресса человека. Один полюс этого параметра, ригидность - состояние окостенелости, невозможности анализировать свои поступки, получать обратную связь о результатах своей деятельности, персеверации на всех уровнях, нежелание детально дифференцировать объекты и процессы окружающего мира; очень стабильная самооценка. Другой полюс этого параметра, транс - отличается непредсказуемостью поступков человека (и главное - мнений, оценок!), в состоянии транса человек сильно переоценивает значимость тех или иных событий как результата своей деятельности или деятельности других людей; человек в данном состоянии склонен увлекаться мистикой, верить в астрологию и других барабашек; малейшее фактор внешней и внутренней среды способен спровоцировать человека в состоянии транса на очень сильный скачок в личностном развитии; в целом, состояние транса - это уже есть движение (прогресс, регресс - в равной степени), постоянный переход в новое качество.
Больше по теме:
Методики коррекционной работы с детьми-аффектиками
Воспитатель объясняет ребенку цель рисования страхов как способ избавиться от них. Затем ребенку дается задание нарисовать первый, идущий по индивидуальному списку страх. Как только ребенок нарисовал первый страх воспитатель дает задание ...
Структура и понятие педагогической деятельности
Чтобы в полной мере понять, что такое психологическая готовность студентов к педагогической деятельности, необходимо разобраться с понятием педагогическая деятельность (Что это такое? Что она включает? В чем состоит ее суть?)
Педагогичес ...
Анализ проектного фона
Предложенная мною система психолого-педагогической работы по адаптации детей в школе рассчитана на один учебный год. При этом акцентирую внимание на первое полугодие как этап первичной адаптации. Конкретно рассмотрю программу помощи детям ...