Характерологический опросник Леонгарда

Страница 4

– самостоятельность мышления.

Таким образом, можно составить примерное описание человека, находяще­гося в состоянии фрустрированности: бесцельное времяпрепровождение, шат­кость и неустойчивость целей, связанная с этим неуверенность в своих действиях, растерянность; побуждения к конкретным действиям несильны и непродолжи­тельны, человек быстро остывает, часто переключается на новые виды деятельно­сти; эмоционально неустойчив (эмоции быстро сменяют друг друга, либо наобо­рот затягиваются); восприятие неактивно, человек сильно подвержен иллюзиям (во всех смыслах), отвлекаем, сильно впечатлителен; продуктивность мышления зависит от многих факторов, как от других психических процессов (излишние эмоции сильно мешают логике, например), так и от факторов окружающей среды (погоды, температуры воздуха и пр.).

Описание человека в состоянии настроенности: целенаправленность всех действий и поступков, человек всегда в состоянии объяснить зачем он сделал то или иное действие, как оно состыковывается с иными его действиями, намере­ниями; побуждения достаточно сильны и продолжительны, в рамках разумного стремится завершить начатое или только задуманное дело; эмоционально устой­чив, эмоции являются, как правило следствием ситуации, а не ее причиной, мало задумываются над своими эмоциями, их природой (особенно без стимули­рующей на это ситуацией извне); восприятие активно, Т.е. оно обрабатывает ин­формацию в первую очередь, исходя из прагматической ценности ее; холодный рассудок, логичность.

Спонтанность-полезависимость

Близкими по смыслу спонтанности и полезависимости являются термины "активность" и "пассивность". Спонтанность означает порождаемость конкретных действий изнутри, Т.е. эндогенность их. Полезависимость означает порождае­мость действий (как и иных составляющих психической жизни) извне, Т.е. экзо­генность их. Тремя наиболее важными составляющими этого параметра являются:

– энергетический уровень;

– баланс симпатической и парасимпатической составляющей вегетатив­ной нервной системы;

– уровень концентрации внимания, и вообще - владения психическими процессами;

– зависимость-независимость от ситуации;

– конформность-неконформность;

Портрет полезависимого человека: низкий энергетический уровень (сам по себе или неадекватно ситуации); преобладание парасимпатической составляю­щей; человек­"раб ситуаций" (к примеру он проходит мимо вешалки, на которой висит чужая шляпа и одевает ее, и не потому, что своровал - а так как "ситуация обязывает"); неадекватная управляемость, зависимость от других людей (прояв­ляется как в покорности, так и в стремлении подражать, приспособиться . ).

Портрет спонтанного человека: высокая энергетика; преобладание симпа­тики; человек ведет себя как лидер, стремящийся повести за собой. Крайним ва­риантом состояния спонтанности является состояние аффекта (в классическом понимании): чрезвычайно высокий энергетический тонус, сужение внимания, персеверации и т. д.

Ригидность-транс

Параметр ригидность-транс в первую очередь отражает уровень личностной динамики, роста, развития, прогресса человека. Один полюс этого параметра, ри­гидность - состояние окостенелости, невозможности анализировать свои по­ступки, получать обратную связь о результатах своей деятельности, персеверации на всех уровнях, нежелание детально дифференцировать объекты и процессы ок­ружающего мира; очень стабильная самооценка. Другой полюс этого параметра, транс - отличается непредсказуемостью поступков человека (и главное - мнений, оценок!), в состоянии транса человек сильно переоценивает значимость тех или иных событий как результата своей деятельности или деятельности других лю­дей; человек в данном состоянии склонен увлекаться мистикой, верить в астроло­гию и других барабашек; малейшее фактор внешней и внутренней среды спосо­бен спровоцировать человека в состоянии транса на очень сильный скачок в лич­ностном развитии; в целом, состояние транса - это уже есть движение (прогресс, регресс - в равной степени), постоянный переход в новое качество.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме:

Эмпирическое исследование уровня толерантности у детей младшего школьного возраста
В соответствии с целью работы представлено эмпирическое исследование уровня толерантности у детей младшего школьного возраста. В исследовании участвовало 19 детей младшего школьного возраста (11 девочек, 8 мальчиков); Для исследования у ...

Агрессивное поведение как психолого-педагогический и медико-социальный феномен
Поведение, как считает большинство социальных психологов, является совместной функцией отдельной личности и ее окружения. Иными словами, поведение индивида в обществе определяется воздействием ситуации, в которой он оказывается, а также т ...

Модель субъектного контроля
В другой серии исследований В. Оллен и Д. Гринбергер изучали когнитивный компонент вандализма. Они предположили, что разрушительное поведение является попыткой личности восстановить нарушенное ощущение контроля над ситуацией и средой. Сог ...