Диагностические возможности метода символдрамы в работе с лицами БОМЖ

Другое о психологии » Актуальность психотерапии в культуре современного общества » Диагностические возможности метода символдрамы в работе с лицами БОМЖ

Страница 1

Позиция государства в настоящее время в области социальной защиты населения предусматривает среди учреждений социального обслуживания существование центров помощи лицам без определенного места жительства и занятий.

"Бомжи" - это фактически аббревиатура определения человека "без определенного места жительства".

В рамках исследования рассматривается вопрос о возможностях работы специалиста-психолога с данной социальной категорией. Для понимания того, какое содержание должна иметь деятельность психолога в работе с людьми без определенного места жительства, какие методы и техники будут наиболее оптимальны во взаимодействии с ними необходимо понять, что стало причиной нахождения для каждого из них в данной социальной группе. Нам представляется возможным сделать это, как можно более полно исследовав прошлое этих людей. Предположительно для лиц без определенного места жительства типичной психологической защитой является реакция избегания, причиной пребывания людей в группе лиц без определенного места жительства является генерализация реакции избегания как способа защиты от психологической травмы, полученной в детстве. Основной целью данной работы явилось исследование архетипичных ресурсных образов у лиц без определенного места жительства.

Многие психологические направления видят первопричины каких-либо жизненных затруднений зрелого человека в его детстве. Одним из таких основополагающих течений является психоанализ. В теории психоанализа содержатся положения о том, что некие "сбои" социально-психологического развития, переживаемые в детстве, несут свои отголоски в зрелости человека. Эти отголоски могут проявляться на различных уровнях: телесном, психическом, социальном.

Одним из видов реакций на жизненные трудности являются психологические защиты. Психологическая защита - это своего рода механизм реагирования на какую-то жизненную ситуацию, способ совладения или несовладания с нею. Таким образом, психологическая защита предназначена для того, чтобы не допустить вмешательство полученных в детстве психологических травм, вытесненных из сознания ребенка, которые хранятся в бессознательном человека на протяжении долгого времени, в сознание уже зрелого человека.

Этот взгляд присущ классическому психоанализу, основоположником которого был З. Фрейд. Существуют несколько иные точки зрения на природу проникновения вытесненного, не переработанного материала в бессознательную психику человека. К таким мнениям можно отнести мнение К.Г. Юнга, который считал, что не существует индивидуально приобретенных нарушений социально-психологического развития. В его теории существует понятие "коллективного бессознательного", наполненного различными формами, переданными нам далекими предками. В бессознательной психике каждого человека имеются такие формы, структуру которых составляют архетипы. Преобладание какого-то из них определяет жизнедеятельность человека. Следовательно, определив, какие архетипы преобладают у человека, можно определить и суть его реальности.

Одним из методов диагностики архетипических образов у лиц без определенного места жительства стал метод символдрамы, разработанный Ханскарлом Лейнером.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Планирование исследования
Исходя из теоретического анализа психологической литературы по данной проблеме мы предполагаем, что: в ходе профессионального становления, во время обучения в ПТУ, происходит изменение мотивационной сферы студентов и переосмысления основн ...

Онтогинез мотивационной структуры человека.
Как указывает А. Н. Леонтьев, потреб­ности ребенка удовлетворяются взрослым безотно­сительно к продуктивности собственной (в основном игровой) деятельности ребенка. Неудовлетворение био­логических потребностей не стимулирует формиро­вание ...

Межличностные отношения в семье глазами ребенка
Существенный вклад в развитие проблемы влияния поведения и отношений родителей на поведение ребенка внесла Л. Беньямин. Разработанная ею, и хорошо экспериментально обоснованная модель взаимоотношений в диаде «родитель – ребенок» позволяет ...