Характерологический опросник Леонгарда

Страница 5

Основные параметры психического состояния и общенаучный базис цель­-средство-результат.

Является очевидным, что три параметра теста напрямую соотносятся с кате­гориями общенаучного базиса цель-средство-результат. Так, первый параметр, настроенность-фрустрированность, отражает категорию "цель". А именно отра­жает способность человека к адекватной постановке цели, внутренней свободе в выборе целей своей деятельности. "Спонтанность-полезависимость" является от­ражением категории "средство", свидетельствует об уровне внутренней свободы в выборе средств достижения поставленной цели. Недаром у данного параметра присутствует такой важный компонент как активность, ибо активный человек, че­ловек, находящийся в состоянии возбуждения - значительно свободнее в выборе средств, чем человек утомленный, подавленный, расслабленный. Агрессивность как составляющая данного параметра тоже повышает свободу действий, что явля­ется очевидным, так как человек в состоянии агрессии об интересах окружающих людей думает не в самую первую очередь. "Ригидность-транс" является воплоще­нием категории "результат", отражает уровень переживания результата, "уровень порога восприятия" его. В состоянии ригидности индивид недооценивает значи­мость полученных результатов. Именно это заставляет персевирирующего чело­века неоднократно выполнять какое-то действие, повторять десятки раз одну фразу: высоко поставленная планка, мощный фильтр, включенный в момент на­хождения в состоянии ригидности, настолько тормозят акцептор результатов дей­ствия, что человек даже не замечает того, что действие закончено, фраза сказана . Наоборот, человек в состоянии транса склонен весьма переоценивать значи­мость для себя тех или иных результатов, да и вообще событий. Человек в со­стоянии транса постоянно "перетекает" из одного состояния в другое. И поводом для очередного перетекания может стать все, что угодно и черная кошка, перебе­жавшая дорогу, и счастливый билетик, и взгляд искоса незнакомого человека, и парад планет.

Проведение обследования

Испытуемому предъявляется стандартный набор цветовых карточек теста Люшера на белом фоне. Дается стандартная инструкция. Количество раскладов: один и только один. Когда остается четыре цвета - психолог просит теперь выби­рать наиболее ненравящиеся цвета. Записывается порядок цветов.

Об использовании методики

Поскольку в методике использованы валовые показатели психического со­стояния, то результаты ее более устойчивы во времени, нежели аналогичные (САН, ФПС-1Л, опросник Спилбергера). Стимульный материал ЦТЛ не в со­стоянии способствовать диагностике психических свойств. Поэтому ОППС сле­дует рассматривать только как параметры состояния человека. Нельзя проводить ОППС с лицами находящимися в состоянии наркотического опьянения. Кри­тично следует относиться к результатам, полученным от недееспособных и час­тично дееспособных лиц: инвалидов, частично вменяемых, страдающих психиче­скими расстройствами и т.п. Методика была апробирована на российском кон­тингенте и применение ее к лицам других культур без предварительной апроба­ции и адаптации представляется нецелесообразным.

Данная методика предназначена для экспресс-диагностики так называемых основных параметров психического состояния, состояния в котором находится испытуемый в момент обследования. [15]

Вывод

Из проведенного анализа следует вывод о том, что наиболее эффективно использовать 16 факторный опросник Кеттела в сочетании с исследованием тем­пераментных особенностей личности по Айзенку (57 вопросов) и методикой Смекала и Кучера, адаптированной Пейсаховым, на выявление общей направ­ленности личности. Это позволит наиболее полно и широко определить психоло­гическую устойчивость личности допущенной к работе с конфиденциальной ин­формацией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме:

Мышление как родовая способность человека
Термин "мышление" знаком каждому из нас. Житейская мудрость отмечает, что каждый человек считает себя умным или достаточно умным. На этот счет существует известная поговорка из разряда психологических: "многие жалуются на ...

Рекомендации психологам по коррекции агрессивных проявлений у подростков
После проведения исследования, в ходе которого мы входили в непосредственный контакт с исследуемыми подростками, нами были разработаны рекомендации по коррекции агрессивных проявлений у подростков. Эти рекомендации представлены в нашей ра ...

Деструктивность
Кто не сталкивался с агрессией, которая возникает как реакция на угрозу, как самооборона?! У всех без исключения эта реакция проявится, если затронуть жизненно важные интересы каждого, будь то сама жизнь, или весь комплекс ценностей, без ...