Сказкотерапия как средство развития толерантности

Страница 1

К особенностям сказочного жанра, который способствует эффективной коррекционно-воспитательной работе относятся:

1. Отсутствие дидактизма, прямых назиданий и нравоучений.

Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки - это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

2. Неопределенность места действия и главного героя. Отсутствие четких персонификаций.

Определенное место действия психологически отдаляет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно, если он там никогда не был. Детям легче перенести себя за тридевять земель. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем.

3. Сказка-кладезь мудрости.

На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.

4. Сказке свойственно четкое разделение добра и зла.

Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

5. Ореол тайны и волшебства, [14, 42].

Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Таким образом, под сказкой следует понимать расширение поля сознания и поведения ребенка под воздействием сказочного жанра и влияние на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу.

При работе со сказкой с детьми необходимо принимать во внимание:

- занятия не должны быть длинными и перегруженными;

- с повышенным вниманием необходимо относиться к выбору героев и сюжетов, стараясь избежать стрессорных факторов.

- лучше избегать и таких персонажей, как злая мачеха и уж тем более родители, бросающие своих детей в лесу (что часто встречается в сказках братьев Гримм);

- опыт показывает, что меньше всего страхов вызывают у детей бытовые сказки о животных. Хотя, конечно, волшебные гораздо интересней;

- крайне осторожно следует отнестись и к теме ночи. Естественно, это время суток часто упоминается в волшебных сказках. А действие многих и разворачивается именно ночью, поскольку ночная атмосфера придаёт сказке таинственность. Так что совсем обойти данный момент нельзя, но педалировать его ни в коем случае не следует. Целесообразно придумать и продекламировать какой-нибудь простенький стишок, с помощью которого герой (а с ним и дети) прогнал бы страх.

Исходя из многочисленных наблюдений и их анализа, были выработаны основные этапы работы над сказкой:

1. Знакомство с персонажами сказки.

Задача педагога - вместе с детьми выделить и перечислить всех персонажей сказки, в соответствии очередностью их появления. Здесь важно обратить внимание ребенка на внешний облик персонажа, его величину, окраску, форму, звукоподражание, форму передвижения.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Интерпретация экспериментальных данных
В результате проведенного анкетирования были получены следующие данные. На первый вопрос анкеты: «Считаете ли Вы обязательным для себя добрачный сексуальный опыт?» ответили положительно 87% юношей и лишь 39% девушек. Не хотели бы иметь о ...

Переход из начальной школы в среднюю
Переход из начальной школы в среднюю — это рубеж 4-го и 5-го классов. 4-й класс — достаточно спокойный период, когда уже все сложилось: учеба, оценки, взаимоотношения. Это период относительной стабильности, когда психолог может с успехом ...

Несовершенство самоактуализирующегося человека
Общая ошибка литераторов - романистов, поэтов, эссеистов – заключается в том, что, взявшись за изображение положительного героя, они зачастую представляют его нам исключительно в розовых тонах, в результате чего их герой превращается в па ...