Сказкотерапия как средство развития толерантности

Страница 2

2. Знакомство с главным объектом (героем) сказки.

Из всех героев сказки педагог совместно с детьми выделяет главного и комментирует, почему.

3. Рассказывание сказки с акцентом на эмоциональное состояние.

Главная цель - установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания ребенка на эмоции педагога, его отношение к рассказываемому.

4. Рассказывание сказки с акцентом на причинно-следственные связи.

Цель - научить ребенка правильно воспроизводить последовательность появления каждого героя, осознавать события, предшествующие их появлению.

5. Анализ сказки.

На этом этапе педагог задает ребенку вопросы по содержанию сказки, выясняет отношение ребенка к каждому персонажу. Вопросы к сказке формулируются учетом интеллектуального и психологического уровня развития детей.

6. Стимулирование детских «подcказок» (повторное рассказывание сказки педагогом).

7. Совместное рассказывание сказки: педагог и ребенок.

На этом этапе рекомендуется использовать фланелеграф с плоскостными изображениями персонажей, настольный театр, кукольный театр.

8. Проведение игр-импровизаций с ребенком.

Занятия по сказкотерапии, согласно методике О. Смирновой, проходят индивидуально и в подгруппах по 2–3 человека, [14, 45]. Широко используется работа с карточками, отгадывание загадок, различные игры, помогающие усвоить содержание и смысл сказок. Дети учатся распознавать эмоциональные состояния сказочных персонажей, изображённых на картинках, пересказывать сказки. Естественно, для таких дошкольников даже самые простые, знакомые с младенчества сказки должны быть адаптированы. Используются и элементы куклотерапии. Например, игрушечная ворона загадывает детям загадки, а отгадки-куклы появляются в окошке теремка в случае правильного ответа.

Обсуждая сказку с детьми, педагог должен помнить, что фрагментарность освоения художественного текста – одна из основных характеристик читательского развития ребенка.

Н.К. Сорокина выделяет пять уровней понимания литературного текста учащихся. Для первого уровня характерно понимание информационного плана текста и его идеи, второй – характеризуется частичным пониманием плана и пониманием идеи; третий - пониманием идейного плана и непониманием идеи; четвертый – частичным пониманием информационного плана и не пониманием идеи; пятый – не пониманием плана и не пониманием идеи.

Чтобы помочь детям усвоить идейное содержание текста, можно использовать различные приемы. Выразительное чтение педагога с интонационной характеристикой персонажей русских народных сказок помогает развитию образного и логического мышления детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, [15, 37].

«Следует подчеркнуть, что обделенные судьбой, презираемые ровесниками дети особенно остро откликаются на зло и несправедливость и, вместе с тем, трепетно относятся к проявлениям доброты, как со стороны окружающих их педагогов, так в отношении друг с другом сказочных персонажей, поэтому так важно для библиотекаря, читая сказку, точно передать характеры ее героев», [13, 54].

После окончания чтения можно предложить детям пересказать прочитанную сказку. При этом необходимо учить ребенка правильно называть сказочных персонажей, точно воспроизводить сюжетный ход и основные поступки действующих лиц. Большие сказки следует разделить на несколько логических частей. К последующей части необходимо подобрать наводящие вопросы, которые помогут ребенку вспомнить ее содержание и облегчат процесс пересказа.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Биография
Карл Густав Юнг родился в Кессвиле, в Швейцарии, в 1875 году. Вырос в Базеле, Швейцария. Единственный сын пастора швейцарской реформаторской церкви, он был глубоко интровертированным ребенком, но прекрасно учился. Он жадно читал, особенно ...

Анализ мотивации работников структурного подразделения на основе теста «удовлетворенность работой».
Для нашего исследования, мы использовали Тест «Удовлетворенность работой». Это стандартный тест, применяемый при изучении факторов влияющих на мотивацию и позволяющий выявить параметры удовлетворяющие или не удовлетворяющие сотрудников ор ...

Анализ подходов к изучению способности к прогнозированию в отечественной и зарубежной психологии
Современный подход к проблемам прогнозирования складывался постепенно. Одна из первых работ, в которой вопросы, связанные с прогнозированием, получили свое научное освещение, - книга Г. Уэллса "Предвидения", изданная в 1901 г. В ...