Влияние экранизации художественной литературы на юношескую аудиторию.

Другое о психологии » Библиотерапевтический эффект художественной литературы » Влияние экранизации художественной литературы на юношескую аудиторию.

Страница 1

Еще в 80-е гг. социологи отмечали смещение чтения в досуге подростков на 4-5-е место. Ведущими мотивами обращения школьников к телевидению являются познавательный и рекреационно-развлекательный интересы. Круг телевизионных предпочтений детей и подростков очень широк, от второго к пятому классу увеличивается количество просматриваемых передач, причем как детских, так и взрослых. Сегодняшний школьник обращается не к одному-двум, а к четырем-шести постоянно действующим источникам информации. Дети смотрят все телепрограммы, не разделяя их на взрослые и детские.

Наблюдается тенденция замедленного вхождения детей в книжную культуру и отсутствия стабильной привычки к чтению у младших школьников. Но и подростки не являются исключением, для них чтение также необязательное ежедневное занятие. И лишь немногие из них, в основном те, кто приучен был к постоянному чтению с раннего детства, регулярно обращаются к книге.

В чтении детей России накапливаются негативные тенденции. В новых исследованиях отмечается повышенное увлечение детей не только теле-, но и видеопрограммами. Все шире распространяется кабельное телевидение. А это означает, что наступает или уже наступило время, которое можно назвать кризисом чтения.

Различия телевизионной и читательской культур многообразны, но известный социолог С.Плотников выделяет три.

Первое – тип внимания. Телевидение, в силу доступности, не требует подготовки, легко воспринимается, а, следовательно, порождает рассеянное внимание. А чтение требует сосредоточенности.

Второе – особенность содержания. Телевидение – это огромное количество разнородных сведений. Все они интересны, увлекательны, но разбросаны и бессистемны. Они, как рассыпанная мозаика, не дают целостной картины мира. Тогда как книга – это всегда организованный материал, это система определенных знаний, наблюдений, образов, чувств, это целостность.

Третье – характер восприятия. Телевидение – это скорость, темп, динамика, быстродействие. Чтение, особенно художественной литературы, всегда остается медленным, вдумчивым, неторопливым процессом.

Особенно важным представляется процесс вхождения ребенка в информационную среду, где развиты оба типа культуры – вербальный (книжный) и визуальный. Когда ребенок учится читать, когда он продвигается от полного неумения к расшифровке, увеличению скорости и, наконец, постижению информации и получению знания, - его опыт телезрителя оказывает серьезное влияние. Если домашнее окружение усиливает и поощряет читательскую активность малыша, то он имеет хороший шанс одолеть все три фазы без особых проблем и стать настоящим читателем. Но если семья придает непомерное значение телевизору как главному средству развлечения, единственному каналу получения информации, то развитие ребенка как читателя может быть приостановлено.

Дети эры телевидения все еще читают, и с удовольствием. Правда, несколько по-своему. Их принято называть ленивыми читателями. Ленивый читатель – это ребенок из образованной семьи, приобретший навыки чтения, но неспособный вникать в смысл прочитанного и анализировать полученную из книги информацию. Джордж Штайнер по поводу такого рода читателей отмечает: «Большинство тех, кто прошел через начальное школьное образование, могут читать, о не в состоянии прочесть». И год от года ленивых читателей становится все больше. Способность концентрировать свое внимание – это навык, требующий постоянной практики. А у телеэкрана воспитать в себе внимательность практически невозможно. Состояние телезрителя точнее всего можно было бы охарактеризовать как некую ментальную распыленность. Вполне естественно, что дети, проводящие перед телевизором много часов, входят в мир чтения более нетерпеливыми и рассеянными. Телевидение заставляет детские глаза метаться по страницам, а это очень далекая от чтения вещь.

Какие книги для чтения выбирает ленивый читатель? Что его интересует? Оказывается, дело не в жанре и не в содержании. Исследования последних лет констатируют, что у детей появился огромный интерес к тому сорту книг, который и книгами-то в полном смысле этого слова и назвать нельзя. Выдающийся пример – «Книга рекордов Гиннеса». Такая некнига вполне по душе ленивому читателю. В ней нет сюжета, логик, стало быть, нет и необходимости начинать читать ее с начала и до конца. Ее проглядывают, пролистывают, начинают, бросают и схватывают снова. Подобная книга не требует сфокусированного внимания, но содержит достаточно информации, чтобы развлечь ребенка, не привыкшего к старому доброму последовательному чтению.

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Возрастные факторы формирования агрессивности
Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. Используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изуч ...

Общение как восприятие людьми друг друга
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общност ...

Физиологические основы восприятия
Так как восприятие всегда включает в себя ощущения, получаемые от разных органов чувств, то и физиологические процессы, лежащие в основе восприятия, включают в себя процессы возбуждения, начинающиеся в органах чувств под воздействием пред ...