Темперамент: понятие, виды, теории

Страница 2

Известный в своё время анатом И. Генле, предложил собственную теорию темпераментов, базирующуюся на «тонусе» нервной и мышечной систем. С точки зрения этого учёного, никогда не прекращающийся тонус нервной системы достигает у разных людей весьма различной степени. Чем сильнее тонус, тем легче возбуждается данный человек, тем меньшее прибавочное раздражение требуется для того, чтобы вызвать в нём соответствующие ощущения, чувства или действия. Слабая степень тонуса свойственна флегматикам. Холерики и сангвиники отличаются лёгкой возбудимостью, однако у первых возбуждение проходит так же быстро, как и возникло, а у вторых оно сохраняется долго, от чего зависит постоянство и глубина их чувствований и настойчивость их поступков. Меланхолический же темперамент характеризуется несоответствием между сильными, глубокими чувствами и мало развитой наклонностью к деятельности.

Попытки построить классификацию типов поведения человека, исходя из факта повышенной или пониженной деятельности отдельных желёз внутренней секреции, предпринимали Н. А. Белов, Б. М. Завадовский и др. Так, по мнению Б. М. Завадовского, различия в темпераментах обусловливает взаимодействие щитовидной и надпочечной желёз: сангвиник отличается высокой активностью обеих желёз, флегматик – слабостью и той и другой, холерик – слабостью щитовидной железы, но сильной активностью надпочечников, меланхолик – сильной активностью щитовидной железы, но слабой – надпочечников[2].

Концепция четырёх темпераментов оказалась чрезвычайно жизнеспособной. На протяжении последующих восемнадцати веков менялись представления о механизмах формирования типов темперамента: возникали их гуморальные обоснования, различия между типами относили к возбудимости различных тканей, к величине мозга и к морфологии нервов, к деятельности эндокринной системы, наконец, к свойствам нервной системы человека. Однако в течение всего этого времени синдромы психологических свойств, составляющие тот или иной тип темперамента, не подвергались сомнению.

Вундт предположил, что в основе тех психологических свойств, сочетания которых образуют разные типы темперамента, лежат две базовые характеристики, связанные с динамикой протекания эмоциональных реакций. Сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоциональной нестабильностью способствуют образованию тех психологических свойств, которые обычно приписывают холерическому темпераменту. Нестабильность в сочетании с невысокой силой эмоциональных реакций свойственна обладателям сангвинического синдрома свойств и т.д.

Вундт отходит от чисто описательной типологии темперамента, вводя две психологические характеристики, которые, в принципе, могут быть объектом экспериментального исследования. И сила, и стабильность эмоциональных реакций могут быть измерены в психологическом эксперименте и, значит, отнесение индивида к тому или иному типу темперамента может теперь основываться не только на умозрительных заключениях, но и на объективных данных.

В конце 40 – х годов начинают проводиться факторно – аналитические исследования. Американские исследователи А. Томас и С. Чесс считали, что изучая темперамент, можно ответить на вопрос, как человек действует в различных ситуациях. Поведенческий стиль (или темперамент) не позволяет оценить, почему человек поступил тем или иным образом, что ему нравится или каких успехов он может достичь в разных видах деятельности. Иначе говоря, особенности темперамента не относятся ни к содержанию, ни к мотивации, ни к успешности деятельности.

Критерии выделения свойств темперамента, предложенные А. Томасом и С. Чесс сводятся к минимуму ограничений: темперамент – это стилевые характеристики, не связанные с мотивацией деятельности и с успешностью её выполнения[3].

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по теме:

Что такое интеллектуальное сопротивление и в чем оно проявляется
Если мы стремимся вылечить больного, освободить его от болезненных симптомов, то он оказывает нам ожесточенное, упорное сопротивление, длящееся в течение всего лечения. Сопротивление больных чрезвычайно разнообразно, в высшей степени уто ...

Понятие сказкотерапии
Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке. Однако до того как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели «одну забаву», достойну ...

Характеристика условий обучения в школах-интернатах 8-го вида
Специальные образовательные школы являются одним из звеньев общей системы образования. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которые необходимы для развития умственно отсталых детей. Содержание образования это учебный п ...