Определить структуру характера – значит выделить в характере основные компоненты и установить обусловленные ими специфические черты в их сложном отношении и взаимодействии.
А.Г. Ковалев в структуре характера человека выделяет форму и содержание. Содержание характера проявляется в форме индивидуально-волевой активности, потребностей, стремлений, привязанностей, интересов и убеждений. Форма характера проявляется в особенностях способа действовать, и поступков человека. Динамика, тонус действий и поступков зависит от темперамента, волевой регуляции и привычек. Форма содействует развитию содержания характера.
1. Убеждения – это система твердых взглядов на жизнь. Сложившаяся у человека в определенных условиях жизни и воспитания на основе восприятия человеком идей своего времени. Убежденность проявляется в целеустремленности, принципиальности, оптимизме, требовательности к себе и другим людям.
2. Потребности и интересы определяют избирательность отношений к различным сторонам жизни и деятельности человека; сказываются на всем облике поведения. Доминирующие потребности и интересы определяют направленность дел человека.
3. Интеллектуальные свойства человека накладывают свой отпечаток на характер и придают ему определенное своеобразие, характеризуя личность с качественной стороны.
4. Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внешних и внутренних препятствий. Воля выражается в настойчивости, выдержке, решительности, активности, самостоятельности.
5. Чувства – это эмоциональное отношение к различным сторонам жизни. Динамика чувств связана с ростом осознания отношений человека к событиям, действиям и поступкам других людей.
6. Темперамент – сторона личности, основанная на свойствах высшей нервной деятельности, которая выражается в эмоциональной возбудимости. Динамике психических процессов и поведения.
Темперамент непосредственно связан со свойствами нервной системы. Динамикой психических процессов, поведением человека. Темперамент более биологически обусловлен, чем характер; в нем больше унаследованного, он раньше формируется и проявляется, теснее связан с биологическими потребностями организма и более устойчив.
Качественные преобразования темперамента происходят под влиянием условий жизни, воспитания – вырабатываются новые системы связей и в результате этого маскируются или преобразуются природные особенности человека, относимые к темпераменту.
И.П. Павлов выделил среди особенностей высшей нервной деятельности основные признаки:
1. сила (работоспособность) нервной системы
2. уравновешенность нервных процессов (т.е. соотношение процессов возбуждения и торможения)
3. подвижность нервных процессов
На основе этих сочетаний И.П.Павлов выделил 4 типа нервной системы, которые совпали с четырьмя типами темперамента, предложенными Гиппократом:
· Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный
· Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный
· Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный
· Меланхолик - сильный, неуравновешенный, инертный
Темперамент, будучи врожденным, является базой большинства свойств личности. Но он определяет лишь динамику их проявления: впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность. Эти особенности темперамента оказывают влияние на характерологические черты человека.
Структура характера изменяется на протяжении всей жизни человека. По мере роста и развития изменяются обстоятельства его жизни и деятельности. Изменяются требования, которые предъявляются к личности. Что приводит в целом к качественному изменению структуры характера.
Больше по теме:
Понятие и сущность мотивации.
Термин «мотив» – русифицированное французское слово «motif», в
буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» – двигаю.
Большая Советская Энциклопедия приводит следующее определение данному понятию: «Мо ...
Начало обучения в средних классах школы
В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Нередко дети меняют школу (на ...
Диагностика клептомании
Ученые несколько раз пытались провести исследования по вопросу клептомании, но пока убедительной, полноценной клинической картины составить не удалось. Серьезные научные работы не получались из-за того, что невозможно собрать "матери ...

