Определить структуру характера – значит выделить в характере основные компоненты и установить обусловленные ими специфические черты в их сложном отношении и взаимодействии.
А.Г. Ковалев в структуре характера человека выделяет форму и содержание. Содержание характера проявляется в форме индивидуально-волевой активности, потребностей, стремлений, привязанностей, интересов и убеждений. Форма характера проявляется в особенностях способа действовать, и поступков человека. Динамика, тонус действий и поступков зависит от темперамента, волевой регуляции и привычек. Форма содействует развитию содержания характера.
1. Убеждения – это система твердых взглядов на жизнь. Сложившаяся у человека в определенных условиях жизни и воспитания на основе восприятия человеком идей своего времени. Убежденность проявляется в целеустремленности, принципиальности, оптимизме, требовательности к себе и другим людям.
2. Потребности и интересы определяют избирательность отношений к различным сторонам жизни и деятельности человека; сказываются на всем облике поведения. Доминирующие потребности и интересы определяют направленность дел человека.
3. Интеллектуальные свойства человека накладывают свой отпечаток на характер и придают ему определенное своеобразие, характеризуя личность с качественной стороны.
4. Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внешних и внутренних препятствий. Воля выражается в настойчивости, выдержке, решительности, активности, самостоятельности.
5. Чувства – это эмоциональное отношение к различным сторонам жизни. Динамика чувств связана с ростом осознания отношений человека к событиям, действиям и поступкам других людей.
6. Темперамент – сторона личности, основанная на свойствах высшей нервной деятельности, которая выражается в эмоциональной возбудимости. Динамике психических процессов и поведения.
Темперамент непосредственно связан со свойствами нервной системы. Динамикой психических процессов, поведением человека. Темперамент более биологически обусловлен, чем характер; в нем больше унаследованного, он раньше формируется и проявляется, теснее связан с биологическими потребностями организма и более устойчив.
Качественные преобразования темперамента происходят под влиянием условий жизни, воспитания – вырабатываются новые системы связей и в результате этого маскируются или преобразуются природные особенности человека, относимые к темпераменту.
И.П. Павлов выделил среди особенностей высшей нервной деятельности основные признаки:
1. сила (работоспособность) нервной системы
2. уравновешенность нервных процессов (т.е. соотношение процессов возбуждения и торможения)
3. подвижность нервных процессов
На основе этих сочетаний И.П.Павлов выделил 4 типа нервной системы, которые совпали с четырьмя типами темперамента, предложенными Гиппократом:
· Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный
· Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный
· Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный
· Меланхолик - сильный, неуравновешенный, инертный
Темперамент, будучи врожденным, является базой большинства свойств личности. Но он определяет лишь динамику их проявления: впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность. Эти особенности темперамента оказывают влияние на характерологические черты человека.
Структура характера изменяется на протяжении всей жизни человека. По мере роста и развития изменяются обстоятельства его жизни и деятельности. Изменяются требования, которые предъявляются к личности. Что приводит в целом к качественному изменению структуры характера.
Больше по теме:
Концепции различных теорий формирования агрессивности
Самым ранним теоретическим положением об агрессии, является то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное.
АГРЕССИЯ КАК ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ психоаналитический подход: врожденное стремление к см ...
Общее строение нервной системы человека
Человек как индивид - это психосоматическая или душевно-телесная реальность. Телесность есть один из способов бытия человека, его субъективности. Задача этого вопроса лекции - дать общее представление о материальной основе психического, ...
Мотивация педагогической деятельности
Основным из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Выделяются следующие виды мотивов:
1. Внешние (например, мотив достижения);
2. Внутренние мотивы (например, ориентация на процесс и результат своей дея ...