Темперамент: понятие, виды, теории

Страница 1

Свойства темперамента одинаково проявляются в различной деятельности независимо от её содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента. Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V-IV вв. до н.э.)

Гиппократ, используя гуморальный подход, выделил четыре типа «красиса» (в переводе с греческого – смешения), т.е. соотношения в организме четырёх жидкостей (соков): крови, жёлтой и чёрной желчи и слизи. Каждая жидкость имеет свои свойства (кровь – тепло, слизь – холод, жёлтая желчь – сухость, чёрная желчь – влажность), и поэтому преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболеваниям.

Древнегреческий философ Аристотель видел причину различий между людьми не в преобладании того или иного сока, а в различиях состава важнейшего из этих соков – крови.

Следы аристотелевской теории сохранялись очень долго. И. Кант в своей работе «Антропология» (1798) соотносил тип темперамента с характеристиками крови: легкокровный, или сангвинический; тяжелокровный, или меланхолический; теплокровный, или холерический; хладнокровный, или флегматический.

Названия же типов темпераментов появились позже и связаны с именами римских врачей, живших несколько столетий спустя, и использовавших представления Гиппократа о смешении жидкостей. Они заменили греческое слово «красис» на латинское слово temperamentum, от которого и ведёт своё начало термин «темперамент».

Гален (II в. н.э) дал первую развёрнутую классификацию темпераментов, базировавшуюся на гуморальных представлениях Гиппократа о «красисе». Она включала 13 типов темперамента, в том числе и те, о которых речь шла выше. С его точки зрения, преобладание жёлтой желчи (по-латыни chole – холе) свидетельствует о холерическом темпераменте, преобладание крови (sanguis – сангвис) – о сангвиническом темпераменте, преобладание чёрной желчи (melanos chole – меланос холе) – о меланхолическом темпераменте, а преобладание слизи (phlegma – флегма) – о флегматическом темпераменте[1].

Понятие о темпераменте в те времена существенно отличалось от нынешнего. Психологические характеристики темперамента у древних врачей почти отсутствовали. В основном эти характеристики касались организма и даже отдельных органов. Например, Гален говорил о темпераменте отдельных частей тела: сердца, печени, мозга.

В средние века, с возникновением алхимии, появились попытки объяснить темпераменты преобладанием в теле тех или иных алхимических элементов: соли, серы и ртути, даже эфира и воздуха.

Развитие в эпоху Возрождения анатомии и физиологии придало новое направление объяснению типов темперамента. Их всё больше стали связывать с особенностями строения тела. Например, ряд учёных в основу деления темпераментов кроме физических свойств крови положили различие тканей и ширину просвета сосудов.

Другое анатомическое направление связывало типы темперамента со строением центральной нервной системы, так как именно мозг теснее всего связан с теми психическими особенностями, которые характеризуют различные темпераменты. Некоторые видели главную основу темперамента в величине мозга и толщине нервов, другие – в особенностях их функционирования.

Так, А. Галлер утверждал, что основными факторами различий по темпераменту являются возбудимость самих кровеносных сосудов, через которые проходит кровь. Идея связи особенностей темперамента с определёнными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах появляется в учениях многих философов, анатомов и врачей XIX века.

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по теме:

Приемы активизации творческой деятельности учащихся на уроках математики
Идея индивидуального подхода к ученикам в процессе обучения принадлежит к вечным проблемам школы и является важнейшим из общедидактических принципов, необходимость реализации которого в школьной практике объясняется тем, что формирование ...

Учение о бессознательном
Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были ...

Использование заданий творческого характера на уроках математики
Учебные задания, выполняемые на уроках математики, часто определяют однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя лишь обучающие цели - закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитии ...