Профилактика аддиктивного поведения

Страница 13

Цели: психологическая поддержка ребенка, формирование навыков принятия решений, умения сказать "нет", постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор.

3. Социальный компонент - помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыкам общения, здорового образа жизни.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности.

Отсутствие знаний, навыков и социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения - родителей, педагогов - не позволяет им зачастую оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям и подросткам. Наша молодежь оказалась одинокой и психологически беспомощной из-за утраченных связей со старшим поколением. Профессиональные группы лиц, работающих с детьми и подростками, - учителя, школьные психологи, инспектора ИДН и другие - также нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными.

Для того чтобы обучить их новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответстенно строить свою жизнь, требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а, во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения других способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения.

Все эти экстремальные в социально-психологическом смысле условия приводят к необходимости разработки нового специфического для данной конкретной ситуации подхода к профилактике злоупотребления ПАВ. Обеспечить реализацию данного подхода возможно на основе разработки и внедрения концептуально обоснованных профилактических программ поколения.

Задачи такой программы следующие (31; 43):

1. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению ПАВ,

2. Создание условий для открытого, доверительного общения, восприятие информации, творческой атмосферы работы.

3. Информирование о действии и последствиях злоупотребления ПАВ, о причинах и формах заболеваний, связанных с ними, о путях к выздоровлению, о связи злоупотребления наркотиками и других форм саморазрушающее поведения с особенностями личности, общения, со стрессом, о путях преодоления последнего.

4. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

- я-концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);

- собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;

- умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;

- потребности в получении и оказании поддержки окружающим.

5. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

Позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям не только совершать ошибки, но и исправлять их;

Адекватно оценивать проблемные и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;

Ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;

Контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Больше по теме:

Использование заданий творческого характера на уроках математики
Учебные задания, выполняемые на уроках математики, часто определяют однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя лишь обучающие цели - закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитии ...

История психоанализа
Термин “психоанализ” имеет три значения: теория личности и психопатологии; метод терапии личностных расстройств; наконец, метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. В самом общем смысле психоанализ – это стремление выявить ...

Нестандартные задания по математике, как средство развития творческой личности учащихся начальной школы
Модернизация образовательной отрасли "Математика" в контексте задач единого образовательного простора Украины на современном этапе ориентирована, в первую очередь, на обеспечение развития познавательных способностей школьников, ...