Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства

Другое о психологии » Адаптация человека к профессиональной деятельности » Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства

Страница 4

Итак, в широком смысле стиль как стиль жизни есть постоянное, довольно устойчивое, универсальное, "сквозное", целостное специфическое психическое образование, включающее сознательные и бессознательные механизмы пассивной и активной, преобразующей адаптации человека к среде, охватывающее все сферы его жизнедеятельности. Стиль своеобразно проявляется в зависимости от организаций внутренней среды ("интегральная индивидуальность") и внешней (организация компонентов деятельности, взаимодействие субъектов, условий труда и др.), допускает возможность развития отдельных стилей и их взаимопереходов. Стиль обеспечивает интеграцию психической сферы человека, его взаимодействий с внешней средой

Стиль субъекта является одновременно причиной и следствием его психического развития.

Анализ проблемы стиля позволяет выделить его общую иерархическую структурно-функциональную организацию: субъективно удобные условия деятельности (СУУД) — структура — тип организации деятельности (ТОД). Адаптация субъекта к деятельности начинается с учета ее неспецифических факторов (режим работы, предпочитаемые партнеры и другие СУУД) и уже на второй ступени идет овладение ее предметными, "техническими" действиями (структурой), а наиболее тонкое и полное уравновешивание, согласование индивидуальности и внешних требований происходит на третьей ступени, ТОД. Однако предметом отдельных исследований стиля субъекта обычно становятся лишь характеристики одного из трех иерархических уровней (например, "стиль принятия решений", "стиль общения" и т. п.), что и определяет ограниченность объяснения данного феномена.

Сходную классификацию стилей мы получим, взяв за основу характеристики человека В. А. Ганзеном индивид - субъект - личность - индивидуальность. Таким образом, в исходном многообразии можно различать четыре основные группы стилей.

1. "Адаптации" (организации психической деятельности в определенной сфере ее проявления — когнитивной, эмоциональной, моторной, алиментарной) — локальные системы согласования индивидуальности со специфическими внешними условиями. К ним можно отнести когнитивные стили, эмоциональные, стили действия (моторики). Эта группа стилей отражает особенности адаптации человека к среде, проявления его индивидуальности, организации его моторной, эмоциональной и когнитивной сфер.

2. "Деятельности" (строятся с учетом объективного строения среды) — системы сопряжения индивидуальности с трудовыми, профессиональными, технологическими системами. К ним относятся традиционно изучаемые "индивидуальные стили деятельности". Эта группа стилей характеризует, как человек включается в профессионально-трудовые и технологические системы.

3. "Взаимодействия" — системы сопряжения индивидуальности субъекта с социальными структурами, процессами, другими субъектами. Эти стили характеризуют особенности соучастия, взаимодействия человека с другими в социальных и социотехнических системах (стили руководства, педагогической деятельности и т. п.).

4. "Отношения" — системы сопряжения индивидуальности с социумом, совокупностью условий жизни (подразумеваются стили жизни, поведения). Они отражают особенности восприятия человеком мира, использования продуктов его деятельности/творчества, личностные смыслы, ценности и др.

Проблема стилей должна рассматриваться в единстве всех стилевых проявлений — когнитивных, эмоциональных, психомоторных, индивидуального стиля деятельности, поведения, стиля жизни в целом, т. е. как единый стилевой цикл. При таком подходе становятся более очевидными как факторы специфической детерминации стиля, так и его специфических проявлений в индивидуальной и совместной деятельности, что значительно облегчает задачи коррекции стилей субъектов и согласования их индивидуальностей в организационных структурах.

Стиль жизни можно рассматривать как психологическую систему, обеспечивающую встречу человека с самим собой (как индивидом, субъектом, личностью, индивидуальностью), как оптимальное согласование индивидуальности человека с условиями среды (требованиями учебной или профессиональной деятельности; индивидуальностью партнеров и многое другое), как психологическую систему активной индивидуальной адаптации человека к среде в ряду разных стилевых проявлений

СЖ > СП > СПД > КС (ЭС, ПМС).

Отношения между разными стилями можно выразить формулой:

СЖ f, s, t [(КС, ЭС, ПМС), СПД, СП|,

где КС — когнитивный стиль, ЭС — эмоциональный, ПМС — психомоторный, СПД — индивидуальный стиль деятельности, СП и СЖ — стили поведения и стили жизни, s — условия среды, t — время, f — функция.

Вероятно, СП — не только возможное и необходимое рабочее понятие, но и реальное психологическое явление. Мы видим достаточно четкие критерии разведения двух близких понятий — стиля поведения и стиля жизни.

1. СЖ — совокупность всех жизненных процессов ("мыслю, чувствую, поступаю" — М. М. Бахтин); СП — доминирование одного ("поступаю").

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по теме:

Алкоголизм " как семейная болезнь "
Алкоголизм поражает всю семью. Согласно оценкам, каждый алкоголик оказывает сильное воздействие на жизнь по крайней мере четырех человек. Это значит, что раздраженные , измученные беспокойством и чувством вины детей и взрослых растрачива ...

Разработка социально-педагогических технологий, обеспечивающих повышение эффективности воспитательной работы в группах.
Социальные педагоги способствуют формированию навыков общественного существования и чувства соответствия и согласованности с окружающими у детей с ограниченными возможностями. Перед ними стоят задачи выявления интересов, склонностей, симп ...

Конфликты и корни соперничества между братьями и сестрами
Отношения между однополыми детьми, обнаружила также, что между сестрами конфликты возникают чаще, чем между братьями, возможно, потому, что их отношения отличаются большей эмоциональностью. Близкие отношения порождают конфликт. За неболь ...