Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства

Другое о психологии » Адаптация человека к профессиональной деятельности » Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства

Страница 3

Е. А. Климов, первым начавший исследование этой проблемы, рассматривал ИСД как устойчивую систему способов (деятельности); или в широком смысле слова — как "индивидуально-своеобразную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей . индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности" В серии его исследований диагносцировались отдельные психофизиологические особенности человека.

"Предтеча" этой научной концепции В. С. Мерлин выделял три уровня в формировании ИСД:

1) формирование "симптомокомплексов", характеризующих отдельные свойства личности;

2) изменение интенсивности и частоты проявления индивидуальных свойств человека по мере развития;

3) возникновение новых связей между индивидуальными свойствами — формирование интегральной индивидуальности

Сделавший значительный вклад в этой области Е. П. Ильин1 настаивал, что уже изначально ИСД формируется под влиянием не отдельных свойств человека, а целостного "типологического симптомокомплекса" — врожденных комбинаций свойств высшей нервной деятельности

Понятие "индивидуального стиля деятельности" образуется пересечением понятий "субъект" и "деятельность"; понятие

Ильин Евгений Павлович — доктор психологических наук, профессор. Специалист в области психологии и психофизиологии профессиональной деятельности.

"метаиндивидуальность" включает понятия "интегральная индивидуальность" и "контактная социальная группа", или "социальное окружение" Таким образом, более детальный анализ неизменно обнаруживает в объектах психологии новые качества, аспекты, интегральные эффекты, порождаемые взаимодействием ранее изученных явлений. Подобное движение "от абстрактного к конкретному" используем и мы. Для описания концепции СПД помимо категории "субъект" и "деятельность" нами привлекается и более широкое понятие "среда" (под которой подразумеваются ее физические условия, профессиональная деятельность и ее субъекты, их взаимодействия и порождаемые социально-психологические эффекты).

Более того, активная специфическая организация — структурирование деятельности субъектов — не ограничивается образованием определенных симптомокомплексов их психологических особенностей и "интегральной индивидуальности" в целом, равно как и систем приемов и способов деятельности.— стилей. В пространстве совместной деятельности появляется явная неравномерность и даже антагонизм распределения ее "единиц" — действий и операций, а также неравномерность распределения активности самих субъектов.

Компоненты деятельности распределяются в пространстве деятельности, образуя в разных его частях рисунок — "снежинки". В серии исследований выявлено несколько закономерностей:

1) устойчивость комбинаций компонентов ("кристалликов", корреляционных "плеяд", подструктур);

2) их устойчивое расположение в разных частях пространства деятельности;

3) комбинации компонентов характеризуются синергетикой одних из них и антагонизмом других, устойчивостью их положительных и отрицательных интеркорреляций (нечто, похожее на консонансы и диссонансы отношений звуков разной высоты);

4) переход субъектов к другим режимам деятельности, к другим стиля возможен, но — поэтапно, опосредованно внутренними отношениями подструктур — корреляционных "плеяд" (нечто, похожее на законы обращения аккордов музыкального строя).

Все вместе дает основание описывать особенности организации компонентов пространства деятельности, используя понятия структурированность и дискретность

Мы прежде всего рассматриваем стили как психологические системы отдельного субъекта (его когнитивный, эмоциональный, поведенческий, индивидуальный стили деятельности), включенные в совместную профессиональную деятельность многих субъектов. Так, например, представитель социономических профессий рассматривается не как отдельный субъект — носитель определенного индивидуального стиля деятельности, но как активный участник более общих социально-психологических "единиц". При таком понимании проблемы многие из прежних представлений о стиле кардинально изменяются.

Совместная трудовая деятельность, как специфическое пространство жизненной активности людей, имеет общую для ее субъектов операциональную структуру (что дано по определению и по сущности совместной деятельности) и общую мотивационно-смысловую структуру. При этом общий фонд смысловых образований, формирующийся в совместной деятельности, выступает ее регулятором и может рассматриваться в качестве критерия ее совместности. Третьей важнейшей характеристикой совместной деятельности можно назвать общность интерперсонального пространства ее взаимодействующих субъектов. Под интерперсональным пространством (социально-психологическим, пространством деятельности) подразумевается собственно социально-психологический аспект ее организации: распределение ее функций, ролей субъектов, представленность одного субъекта в другом, их взаимные воздействия и "ценностные вклады", их отношения сотрудничества-конкуренции, рабочие субъективные позиции ("психологические ниши") и т. п. Характеристикой этого пространства является его структурированность — своеобразная организация и "распределение" его "частей" между взаимодействующими субъектами

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по теме:

Общение как восприятие людьми друг друга
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общност ...

Учение Псевдо-Дионисия
Об авторе сочинений, написанных от имени Дионисия Ареопагита[6], мало что известно. С этими сочинениями, впоследствии называемыми "Ареопагитиками", православный мир познакомился от монофиситов - представителей одного из направле ...

Начало обучения в средних классах школы
В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Нередко дети меняют школу (на ...