Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства

Другое о психологии » Адаптация человека к профессиональной деятельности » Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства

Страница 5

2. СЖ — совокупность всех времен бытия человека (прошлое — настоящее — будущее); СП — только настоящее время ("здесь и теперь").

3. СЖ — совокупность разных возможных альтернатив; СП — одна, реализованная или реализуемая в настоящем времени и пространстве.

4. СЖ — совокупность всех возможных отношений человека с миром ("мир в человеке и человек в мире"); СП — одна локальная, ситуационная актуальная самореализация (или генерализованная, стереотипная), определяемая конкретными условиями взаимодействия субъекта со средой ("валентностью" компонентов "поля" по К. Левину). 5. СЖ — предполагает самодетерминированность, надситуативную активность; СП скорее реактивность (как ответ "интегральной индивидуальности" на конкретные условия среды).

Сущность различия между СП и СЖ косвенно отражается особенностью использования данных понятий разными учеными. Так, в контексте теории "поля" (как структурированном пространстве жизнедеятельности субъекта, в котором "здесь и теперь" действует совокупность психологически значимых для него векторов сил) К. Левин использует понятие "стиль поведения". СП понимается им как отражение, как следствие, как функция актуальных валентностей факторов среды, представленных субъекту, а точнее — лишь факторов, наиболее психологически значимых именно для него в данной ситуации. Ее изменения во внешнем или внутреннем плане, изменение "валентности" ее составляющих в корне меняют и поведение субъекта. Поведение субъекта определяется быстро текущей динамикой "поля".

При психодинампческом подходе в эпигенетической теории Э. Эриксона [152] понятие "стиль жизни" используется для анализа жизнедеятельности человека в разные периоды жизни при вариации социальных условий, сформированных и формирующихся социальных ролей, т. е. как естественное "движение" человека в его биологическом и социальном развитии через разные "поля". Другими словами, здесь рассматриваются более стабильные составляющие, выступающие едва ли не в качестве инвариантов жизни человека.

В целом понятие СП в психологической литературе чаще используют для отражения фактов свершившегося или свершающегося в жизнедеятельности субъекта, понятие СЖ — для отражения многообразия потенциальных возможностей человека и необратимости уже свершившегося. В русле идеи стилевого цикла СП можно назвать одним из актов бытия субъекта, а СЖ — процессом интеграции всей цепи прошлых, настоящих и будущих событий.

В заключение еще раз обратим внимание на качественную особенность феномена "стиль", отличающую его от других психологических образований. Стиль — не "черта", не "тип", не "характеристика". Стиль есть динамичная психологическая система активной адаптации субъекта к условиям среды. В качестве ее внешних условий могут выступать особенности трудовой деятельности субъекта,

корпоративной культуры организации, требования вышестоящего руководства, межличностные отношения в коллективе, равно как и методики обучения и подготовки, реализуемые конкретным преподавателем. Словом, все, что может быть объективно пли субъективно значимыми факторами для жизнедеятельности данного человека, имеет, по К. Левину, определенную "валентность".

Вероятно, разные стили представляют собой результат интегрирования более частных стилей по принципу вложенных систем. Метасистемой для них выступает стиль жизни как "судьба", как "жизненный путь" личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Больше по теме:

Какой вред порождает нарциссизм
При превращении объекта-либидо в Я-либидо может образоваться так называемый нарцисстический невроз. Тогда ставшее нарцисстическим либидо может не найти обратного пути к объектам, при этом нарушается подвижность либидо. Кажется, что скопле ...

Подход, где в центре помещаются проблемы переноса и контрпереноса
В учебном контексте усложняющаяся клиническая информация представляется на супервизиях в дидактической (а не эмпирической) форме. Практикант имеет возможность использовать супервизорскую информацию в личных или практических целях, но дела ...

Влияние социума на формирование аддиктивных механизмов
Семья – это самый первый институт социализации ребёнка. «В семье… дети овладевают азбукой человеческого общения, через которую постигают алгебру взаимоотношений». Функциональное назначение семьи складывается из важных составляющих. Чем б ...