Выявление доминирующего инстинкта

Страница 2

Полученные результаты опроса занесены в следующую таблицу:

Испытуемые

Сознательный доминирующий инстинкт

Соотношение к другим

инстинктам, %

Студенты

либертофильный

генофильный

дигнитофильный

исследовательский

эгофильный

другие

29%

26%

17%

14%

9%

5%

Школьники

либертофильный

доминантный

исследовательский

дигнитофильный

альтруистический

другие

26%

25%

19%

13%

12%

5%

Процентное соотношение указанных инстинктов вычисляется по формуле: - для студентов и - для школьников, где х – процентное соотношение, а n – общее набранное количество баллов для каждого типа.

Таким образом, в результате опроса выяснилось, что в сознании студентов доминирующим является либертофильный и генофильный инстинкты ( а также другие указанные в таблице, на проявляющиеся слабее). Доминирующая роль первого инстинкта объясняется стремлением к независимости, свободе, что связано с периодом окончательного формирования личности; готовностью отстаивать свое мнение, свои позиции, нетерпеньем к любым формам ограничений. В возрасте примерно 16 – 20 лет человек особенно стремится стать самостоятельным – “встать на ноги”, сформулировать цель своей жизни и последующих действий. Господствующая роль второго, генофильного, инстинкта связана, во-первых, вновь с возрастом, периодом начала проявления родительского чувства, что может быть закреплено генетически, и во-вторых, имеет связь с тем, что более 90% опрошенных являлись девушками, которые уже с раннего возраста склонны проявлять чувство материнства.

У школьников сознательно доминирующими инстинктами являлись: также либертофильный, доминантный, исслндовательский и некоторые другие, доминирующие меньше. Причина существования первого и второго указанного инстинкта аналогична. Доминирующая роль исследовательского инстинкта может быть связана с сосредоточенностью и повышенным вниманием к учебной деятельности, творчеству, приобретению новых знаний и навыков в связи с окончанием школы, предстоящим экзаменом и, что важнее, выбором будущей специальности и учебного заведения или места работы.

Теперь обратимся ко второй методике из этой же серии. Она представляет собой набор четырех ассоциативных тестов для выявления доминирующего инстинкта, представленного в бессознательном. Испытуемым предлагается отобрать наиболее близкие и значимые для него символы, цифры, деревья, фигуры. Предложенные варианты и результаты исследования по вопроснику в виде таблицы даны в приложениях 4 и 5 соответственно. Наибольшее число совпадений, указанных в одной из колонок таблицы определяет доминирующий бессознательный инстинкт испытуемого. Ассоциативные тесты предлагались тому же набору испытуемых. Данные, полученные после проведения тестов занесены в таблицу, которая представлена ниже.

Для вычисления процентного соотношения между выявленными инстинктами были использованы формулы, указанные выше.

Испытуемые

Сознательный доминирующий инстинкт

Соотношение к другим

инстинктам, %

Студенты

генофильный альтруистический

доминантный

дигнитофильный

либертофильный

другие

34%

28%

15%

15%

12%

6%

Школьники

дигнитофильный

исследовательский

доминантный

альтруистический

генофильный

другие

23%

18%

17%

15%

14%

11%

В результате выяснилось, что доминирующими инстинктами, представленными в бессознательной сфере опрошенных студентов, являются генофильный и альтруистический. Присутствие в бессознании генофильного инстинкта определяется, в первую очередь, принадлежностью большинства испытуемых к женскому полу, что соответственно объясняет то, что главная цель, ценность, жизненный замысел подчинен главным образом одному – создание семьи, реализация себя в роли матери, жены, последующее подчинение своих интересов интересам детей, семьи. Альтруистическому типу людей характерно, как уже отмечалось, сопереживание и понимание других, доброта, забота и миролюбие – а это одни из основных качеств, которые должны обнаруживаться у будущего психолога, и поэтому вполне естественно и объяснимо выявление альтруистического инстинкта в бессознании психологического факультета.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Выводы
Таким образом, знание о наиболее существенных причинах, которые не позволяют в полной мере оказывать психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями, дает возможность сформулировать ряд положений, позволяющих кардиналь ...

Методика формирования творческой личности при обучении математике
Речь должна идти о методической системе обучения математике, в процессе которой формируется и раскрывается творческая личность учащихся. Как в любой методической системе достаточно выделить пять основных компонентов: цель, содержание, мет ...

Психология и ее основные категории. Формы и виды психического отражения.
Психология - это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики. Основой современной психологии является теория отражения . Ее основные положения: - субъективный образ объективного мира; - продукт высокоорганизованной материи - мо ...