Выявление доминирующего инстинкта

Страница 2

Полученные результаты опроса занесены в следующую таблицу:

Испытуемые

Сознательный доминирующий инстинкт

Соотношение к другим

инстинктам, %

Студенты

либертофильный

генофильный

дигнитофильный

исследовательский

эгофильный

другие

29%

26%

17%

14%

9%

5%

Школьники

либертофильный

доминантный

исследовательский

дигнитофильный

альтруистический

другие

26%

25%

19%

13%

12%

5%

Процентное соотношение указанных инстинктов вычисляется по формуле: - для студентов и - для школьников, где х – процентное соотношение, а n – общее набранное количество баллов для каждого типа.

Таким образом, в результате опроса выяснилось, что в сознании студентов доминирующим является либертофильный и генофильный инстинкты ( а также другие указанные в таблице, на проявляющиеся слабее). Доминирующая роль первого инстинкта объясняется стремлением к независимости, свободе, что связано с периодом окончательного формирования личности; готовностью отстаивать свое мнение, свои позиции, нетерпеньем к любым формам ограничений. В возрасте примерно 16 – 20 лет человек особенно стремится стать самостоятельным – “встать на ноги”, сформулировать цель своей жизни и последующих действий. Господствующая роль второго, генофильного, инстинкта связана, во-первых, вновь с возрастом, периодом начала проявления родительского чувства, что может быть закреплено генетически, и во-вторых, имеет связь с тем, что более 90% опрошенных являлись девушками, которые уже с раннего возраста склонны проявлять чувство материнства.

У школьников сознательно доминирующими инстинктами являлись: также либертофильный, доминантный, исслндовательский и некоторые другие, доминирующие меньше. Причина существования первого и второго указанного инстинкта аналогична. Доминирующая роль исследовательского инстинкта может быть связана с сосредоточенностью и повышенным вниманием к учебной деятельности, творчеству, приобретению новых знаний и навыков в связи с окончанием школы, предстоящим экзаменом и, что важнее, выбором будущей специальности и учебного заведения или места работы.

Теперь обратимся ко второй методике из этой же серии. Она представляет собой набор четырех ассоциативных тестов для выявления доминирующего инстинкта, представленного в бессознательном. Испытуемым предлагается отобрать наиболее близкие и значимые для него символы, цифры, деревья, фигуры. Предложенные варианты и результаты исследования по вопроснику в виде таблицы даны в приложениях 4 и 5 соответственно. Наибольшее число совпадений, указанных в одной из колонок таблицы определяет доминирующий бессознательный инстинкт испытуемого. Ассоциативные тесты предлагались тому же набору испытуемых. Данные, полученные после проведения тестов занесены в таблицу, которая представлена ниже.

Для вычисления процентного соотношения между выявленными инстинктами были использованы формулы, указанные выше.

Испытуемые

Сознательный доминирующий инстинкт

Соотношение к другим

инстинктам, %

Студенты

генофильный альтруистический

доминантный

дигнитофильный

либертофильный

другие

34%

28%

15%

15%

12%

6%

Школьники

дигнитофильный

исследовательский

доминантный

альтруистический

генофильный

другие

23%

18%

17%

15%

14%

11%

В результате выяснилось, что доминирующими инстинктами, представленными в бессознательной сфере опрошенных студентов, являются генофильный и альтруистический. Присутствие в бессознании генофильного инстинкта определяется, в первую очередь, принадлежностью большинства испытуемых к женскому полу, что соответственно объясняет то, что главная цель, ценность, жизненный замысел подчинен главным образом одному – создание семьи, реализация себя в роли матери, жены, последующее подчинение своих интересов интересам детей, семьи. Альтруистическому типу людей характерно, как уже отмечалось, сопереживание и понимание других, доброта, забота и миролюбие – а это одни из основных качеств, которые должны обнаруживаться у будущего психолога, и поэтому вполне естественно и объяснимо выявление альтруистического инстинкта в бессознании психологического факультета.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Темперамент: понятие, виды, теории
Свойства темперамента одинаково проявляются в различной деятельности независимо от её содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента. Ро ...

Условия актуализации разного типа знаний при решении психологических задач
Целью нашего исследования было изучение условий актуализации разного типа знаний при решении задач психологического содержания различными группами испытуемых. В исследовании принимали участие студенты физического и психологического факуль ...

Высокий
6 12,4 -6,4 40,96 3,3 Суммы 31 31 0 c =11,2 В данном случае мы увидели, что при сопоставлении всех полученных эмпирических значений c критерия Пирсона (для низкого, среднего и высоког ...