Психология

Другое о психологии » Психология

Среди различных учебных дисциплин, изучаемых в первом семестре студентами юридического факультета Поморского государственного университета им.М.В.Ломоносова, психология и педагогика профессиональной деятельности занимает особое место. В постоянном развитии науки то одна, то другая ее отрасль выступает в качестве фаворита. Так было с механикой, кибернетикой и социологией. В последнее десятилетие фаворитом стала психология. В обращении к ней заинтересованы юристы, врачи, менеджеры, политики. Эта учебная дисциплина создаёт базу для изучения юридической психологии, криминологии, судебной психиатрии, философии, культурологии, социологии, что определяет особую значимость глубокого её изучения, и в то же время сложность познавательного процесса, так как у студентов-первокурсников подчас выявляется дефицит фундаментальных гуманитарных знаний, а также практических навыков по конспектированию лекций, работе с литературными источниками. Дефицит печатных изданий, их большая стоимость также "отягощают" подготовку к семинарским занятиям. Вместе с тем, нашему университету предстоит сложная процедура прохождения государственной аккредитации, тщательная проверка знаний студентов по всем предметам, в том числе и по психологии. Этим и обусловлена целесообразность и своевременность настоящего издания, представляющего конспект лекционного курса. Однако, самостоятельная работа студентов по изучению настоящего пособия не освобождает от посещения лекций, так как в ходе лекционного занятия лектор вправе дополнять исходный материал, приводить примеры из юридической практики, раскрывающие те или иные теоретические положения, а затем проверять их знание на зачётном занятии.

В обыденном мышлении обучение нередко трактуется как процесс передачи знаний, передать знания в готовом виде нельзя, ибо это... не подарок ко дню рождения. Кафедра уголовного права ориентируется на создание таких условий, при которых студент сознательно, активно и упорно усваивает учебный материал. Нельзя отрицать того, что прочность усвоения может быть достигнута многократностью повторения. Проще сказать, зубрежкой. Мы полагаем, что гораздо конструктивнее усвоение, которое становится результатом активной мыслительной деятельности студентов, понимания реальной связи обучения с жизнью, жизненным самоопределением, профессиональным выбором, самоактуализацией личности.

В наше время, когда фонды наук обновляются весьма стремительно, трансляция знаний с акцентом на память во многом утрачивает свой смысл. Знания сегодняшнего дня "завтра" могут устареть и оказаться малоэффективными (например, открытие клинической криминологией гена асоциальной психопатии перевернёт современные представления о профилактике и борьбе с преступностью). Знаний завтрашнего дня у нас, естественно, нет. Но мы можем развивать интеллект студентов с установкой на восприятие завтрашних знаний. В этом и состоит принцип развивающегося обучения, находящийся на вооружении кафедры уголовного и муниципального права.

Настоящие файлы подготовлены в соответствии с "Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины". Содержание дидактических единиц этих требований раскрывается на основании психолого-юридического прочтения трудов В.И.Слободчикова, Е.И.Исаева, А.А.Радугина, а также других отечественных и зарубежных учёных М.Г.Ярошевского, С.Л.Рубинштейна, Э.Берна, Ж.Годфруа, З.Фрейда и других. Опыт преподавательской и консультативной деятельности (медико-психологического и психолого-юридического спектра) позволил нам внести незначительные авторские положения в текст работ В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева, за что мы заранее приносим свои извинения выдающимся отечественным психологам.

Электронная версия конспекта лекций подготовлена профессором кафедры уголовного права, доктором медицинских наук Б.А.Спасенниковым.

Больше по теме:

Типология конфликта. Причины возникновения, основные стадии протекания конфликтов
В психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между боязнью учителя и нежеланием делать уроки), межличностным (м ...

Внешние выражения эмоций.
Возникновение эмоционального процесса приводит к формированию новых форм реагирования. Иногда эмоциональные явления бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после действия возбуждающего агента. Такая эмоция принимает форму аффект ...

Деструктивная сущность аддиктивного поведения
Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимо ...