Общение как взаимодействие

Другое о психологии » Психология » Общение как взаимодействие

Страница 1

Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее. Это и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В психологии все возможные виды взаимодействия разделяются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт). Кооперация представляет собой взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности, достижению групповой цели. Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Традиционно конфликт рассматривался как негативный тип взаимодействия. В настоящее время в психологии проведено много исследований, обнаруживающих позитивные стороны конфликта. Их общий лозунг: "Конфликт - какая прекрасная возможность!"

Описывает несколько типов конфликтов в профессиональной деятельности юриста:

1. Конфликты, обусловленные многообразием профессиональных обязанностей юриста. Осознание невозможности одинаково хорошо выполнить все свои дела может привести добросовестного юриста к внутреннему конфликту, к потере уверенности в себе, разочарованию в профессии. Такой конфликт является следствием плохой организации труда юриста; его преодоление возможно на путях выбора главных, но в то же время реальных и посильных задач и рациональных средств и методов их решения.

2. Конфликты, возникающие из-за различных ожиданий тех людей, кто оказывает влияние на исполнение профессиональных обязанностей юриста. Адвокат, работники прокуратуры, коллеги могут оспаривать выбор следователем (процессуально допустимых) средств, методов, форм работы и т.д. Наличие позиции, высокая профессиональная культура помогут юристу психологически грамотно преодолевать подобные конфликты.

3. Конфликты, возникающие из-за низкого престижа отдельных видов юридической деятельности. Правовую статистику, право социального обеспечения иногда относят к "второстепенным" видам деятельности, что является следствием преобладания сциентистской установки. В то же время престиж любого вида юридической деятельности зависит в конечном счете от личности юриста и качества его работы.

4. Конфликты, связанные с чрезмерной зависимостью поведения юриста от различных директивных предписаний, правовых норм, оставляющих мало пространства для самодеятельности. При этом деятельность юриста находится под пристальным вниманием и контролем руководства, прокуратуры и общественности.

5. Конфликты, в основе которых лежит противоречие между многогранными обязанностями и стремлением к профессиональной карьере. В условиях провинциального РОВД юрист имеет мало возможностей сделать блестящую служебную карьеру - не каждый выпускник юридического факультета, поднимающийся по служебной лестнице в органах МВД занимает пост начальника РОВД и его заместителей. Вместе с тем у юриста неограниченные возможности профессионального роста и личной самореализации.

6. Конфликты, обусловленные несовпадением ценностей, которые пропагандирует юрист на предприятии (различных форм собственности) с ценностями, которые наблюдают сотрудники вне его стен. Юристу важно быть психологически готовым к проявлению эгоистичности, грубости, бездуховности в социуме и на предприятии, чтобы отстоять свою профессиональную позицию.

Конфликтная ситуация при выполнении процессуальных действий (обыск, допрос и т.д. описываются нами в курсе юридической психологии).

В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять мотивы его поступков, основанная на этом стратегия изменения его поведения, построение стратегии собственного поведения и т.п. Однако в эти процессы включены как минимум два человека и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы, установки своего собеседника. Иными словами, восприятие человека человеком предполагает особые процессы: идентификацию и рефлексию.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Теологические основы христианского выздоровления от зависимости
Главное, что отличает, выздоровление на основе христианских прин- ципов от других подходов к изменению жизни , - это понимание значения духовности. 1. Выздоровление будет истинным лишь в том случае, если Бог ста - нет во главе этого ...

Факторы, от которых зависит уровень репродуктивного здоровья индивида
Уровень репродуктивного здоровья зависит от: - репродуктивного потенциала человека; - совместимости партнеров; - половой культуры, понимания феномена мужчины и женщины; - грамотного регулирования деторождения Разные индивиды имеют ра ...

Коммуникация как социально-психологический феномен
Коммуникация (от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – 1) Путь сообщения, линия связи. 2) Сообщение, общение [21, 287]. Под коммуникацией понимаются процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальн ...