Сознание как философско-научная проблема

Другое о психологии » Психология » Сознание как философско-научная проблема

Страница 1

Выше, описывая феномен человека, мы указали на фундаментальную характеристику способа бытия человека - его осознанность. Человек - существо сознательное. Сознание составляет неотъемлемый атрибут человеческого способа жизни.

Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделить в представлении себя, свое "Я" от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления, понимания, а главное - предметом практического преобразования. Именно эта способность и определяет границу, разделяющую животный (натурально-природный) и человеческий (общественно-исторический) способ бытия. Тейяр де Шарден назвал эту способность рефлексией, понимая ее как сущность, сердцевину человеческого сознания.

Сознание конституирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.

Проблема содержания, механизмов и структур человеческого сознания до сегодняшнего дня остается одной из принципиально важных и наиболее сложных. В психологии пока не только отсутствует теория сознания, но и мало достаточно обоснованных гипотез об источниках и природе "Я" (этой центральной инстанции сознания человека), гипотез, способных быть основанием отдельных исследований. Как правило, решаются лишь частные вопросы, связанные с отдельными особенностями самосознания (самооценка, образ Я, представление о себе и т.п.) В целом же проблема "Я - сознание" в психологии остается, по сути дела, даже не сформулированной.

Существует проблема природы человека, его места в мире, его отношений к миру и в мире, вопрос о смысле жизни человека и т.п. Фундаментальной особенностью человеческого способа жизни здесь полагается его сознание. Именно сознание составляет специфическое отличие человека, определяет его уникальное положение в мире, конституирует его особый онтологический статус, способ его бытия. Бытие человека включает в себя как неотъемлемый момент сознание. Человеческое бытие - это осознанное бытие.

С возникновением человека сознание становится присуще бытию, оно обретает статус бытия. С. Л. Рубинштейн писал, что "существует не только материя, но и сознание: сознание "не меньшая" реальность, чем материя"; обычно говорят, что "раз материя существует вне и независимо от сознания, значит, и бытие существует вне и независимо от сознания. Но эта абсолютизация гносеологического отношения отрицает то, что сознание существует в бытии".

Очевидно, что содержание, механизмы, структуры сознания возникают, существуют и реализуются не в собственно познавательной сфере (не в плане субъект - объектного отношения), а в самой практике реальной жизни и для целей этой жизни.

Традиционная трактовка сознания состоит в отождествлении его с самосознанием - с знанием субъекта о мире и своем месте в нем. Например, в психологическом словаре сознание определяется как "отношение к миру со знанием его объективных закономерностей".

С психологической точки зрения это означает, что субъект не просто "сталкивается" с объективным миром, не просто "адаптируется" к нему в процессе жизнедеятельности, а оказывается его существенным моментом. Практически действуя, субъект "втягивает" в себя объективную реальность и наделяет ее смыслами и ценностями своей жизнедеятельности, превращая ее тем самым в содержание своей субъективности.

Поэтому сознание в первую очередь включает в себя содержание глубоко реалистического, жизненного, социального опыта человека.

Сознание человека изначально включено в практику его жизни. Все действия человека сознательны, иное дело - уровень их осознания. Сознание, понимаемое как отношение человека к миру, представляет собой один из его уровней - уровень самосознания. Неразличение в философии и психологии этого обстоятельства привозит к подмене сознания самосознанием, к искажению картины человеческой реальности.

Следовательно, сознание можно рассматривать как функцию, атрибут социальных систем, выводить его содержание и формы из переплетения и дифференциации связей системы. Свое содержание сознание черпает из социального бытия, точнее, социальное бытие представлено, "отпечатано" в сознании человека. Человеческое сознание есть осознание человеком жизненной реальности, социальных реально-практических отношений.

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Онтогинез мотивационной структуры человека.
Как указывает А. Н. Леонтьев, потреб­ности ребенка удовлетворяются взрослым безотно­сительно к продуктивности собственной (в основном игровой) деятельности ребенка. Неудовлетворение био­логических потребностей не стимулирует формиро­вание ...

Гармоничный тип личности
У детей этого типа в равной мере сформировались все личностные свойства и практически отсутствуют такие психологические факторы, как тревожность, напряженность. Такие дети не испытывают трудности в школе. Они обладают достаточно высоким у ...

Суфизм.
Это учение представляет собой мистическое религиозно-философское течение в русле ислама, возникшее в 8 в. на территории современных Ирака и Сирии. К 11 в. суфизм обретает уже достаточно сложившуюся форму и благодаря теологическим обоснова ...