Виды речи

Существуют различные виды речи: речь жестов, звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя (1; с. 390).

Речь письменная – речь, реализующаяся в форме доступной для зрительного восприятия. Под это определение подходит также речь жестовая или мимическая. В отличие от нее, письменная речь закреплена в виде письменного текста. С точки зрения используемых в письменной речи средств, она обладает спецификой на трех уровнях:

а) В ней используется графический ряд;

б) Существуют отношения в языковой организации письменной речи, например, в устной речи для смыслового выделения, выражения эмоциональности и т. п.

в) Существуют языковые формы, принятые в письменной речи, но необязательные в устной. Полностью умения письменной речи формируются не раньше старшего школьного возраста (3; с. 326).

Речь устная – внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Устная речь может быть диалогической и монологической.

Диалогическая или разговорная речь, обычно бывает не полностью развернутой, т. к. она ситуативна, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим. В этой речи большое значение имеет интонация.

Монологическая речь – это речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей. Эта речь более развернута и грамматически оформлена (3; с. 328).

Ни письменная, ни устная речь не представляют собой однородного целого. Существенно отличны между собой, и притом также по своему отношению к мышлению, внешняя громкая устная речь и речь внутренняя, которой мы по преимуществу пользуемся, когда мыслим про себя. Именно в связи с внутренней речью, в силу этого с особой остротой встает вопрос о взаимоотношениях речи и мышления в его общей принципиальной форме.

8.3. Речь и мышление

Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тождество. Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тождество, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению. Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. Речь – не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Поэтому речь не сводится к мышлению и мышление не сводится к речи.

Итак: 1) между речью и мышлением существует не тождество и не разрыв, а единство;

2) в единстве мышления и речи ведущим является мышление;

3) речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно-трудовой практики.

Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи (1; с. 394, 395, 396, 397).

Внимание

Внимание – это произвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Внимание может быть непроизвольным или пассивным, и произвольным или активным. Внимание представляет собой динамическую характеристику деятельности, ее необходимую сторону (4; с. 417, 418).

Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Внимание теснейшим образом связано с деятельностью (1; с. 417, 418).

9.1. Основные виды внимания

При изучении внимания необходимо различать два основных уровня, или вида, его и ряд его свойств или сторон. Основными видами внимания являются непроизвольное и так называемое произвольное.

Непроизвольное связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. От непроизвольного внимания отличается произвольное.

Так называемое произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объекты, на которое оно направлено. Произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направлено внимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание поэтому носит всегда опосредованный характер.

Непроизвольное внимание обычно представляется как пассивное, произвольное – как активное.

Различая произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако отрывать одно от другого и внешне противопоставлять одно другому. С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. В психологической литературе Титченер отметил уже переход произвольного внимания в непроизвольное.

Больше по теме:

Абстрактное мышление и общественное сознание
Сейчас мы живем в условиях недоверия к разуму. Не только юношество предпочитает перебывать в атмосфере виртуального иррационализма, но и маститые философы, именующие себя постмодернистами, отказывают науке в праве быть эталоном разумности ...

Аддиктивное поведение в МКБ-10
Классификация психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра выделяет и позволяет диагностировать следующие формы поведения, которые можно отнести к зависимым: F 1 – Психические и поведенческие расстройства вследствие употребле ...

Специфика агрессии в подростковом возрасте
Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, ...